Картинка

Собрание слов Большое интервью Сергея Филина

26 сентября 2016, 20:00

Персоны

М.МИТРОФАНОВА:  Сегодня у нас в гостях Сергей Филин, артист балета, а также руководитель молодежной программы балета Большого театра. Здравствуйте, Сережа, я очень рада вас видеть.

С.ФИЛИН:  Здравствуйте.

М.МИТРОФАНОВА:  Я скажу нашим слушателям, они следят за моими эфирами, потому что я 25 лет тут, как вы в балете всю жизнь, а я всю жизнь на радио. И я Сергея Филина встретила при входе в здание ВГТРК и еще только: «О, это вы, приходите». А потом я поняла, что я в балете вообще, ну, не то, что не понимаю, я еще и воинствующая невежда, знаете, такая, чудовищная. Я даже вам признаюсь, у меня однажды редакторы пригласили в эфир Диану Вишнёву, а я не знала, кто это. Это было пять лет назад. Слава богу, я уже почитала.

С.ФИЛИН:  Сейчас заплачу. Да нет, Рита, все нормально абсолютно. Я думаю, что балет доступен каждому и самая, наверное, главная проблема это просто туда попасть. Попасть на балет, ну, я имею в виду, что…

М.МИТРОФАНОВА:  Как зритель.

С.ФИЛИН:  Конечно. Поэтому, когда вы уже присутствуете на этом прекрасном действии, мне кажется, что здесь не нужно никаких особых знаний, здесь уже идет все подсознательно.

М.МИТРОФАНОВА:  Ну, если все так просто, тогда попробую с вами поговорить и о балете, в том числе. Но прежде всего, конечно, для наших слушателей, может быть, не все владеют подробностями, информацией, как вы себя чувствуете, что с вами, ну, вот именно чисто по-человечески без вот этих ужасов прямого эфира.

С.ФИЛИН:  Ну, Рита, раз я пришел к вам, раз мы можем сегодня общаться и говорить о многом, значит, все хорошо, и я стараюсь контролировать это. Постоянно делаю все возможное, чтобы ситуация была стабильной. Ну, пока на сегодняшний могу сказать, что все более менее стабильно, и это позволяет мне идти вперед, работать, дружить, делать все, что я делаю. Ну, опять же, конечно, это без фанатизма, нужно спокойно, внимательно относиться к самому себе.

М.МИТРОФАНОВА:  Ну, и в одном из интервью, по-моему, даже нашей дружественной компании ВГТРК, прямой эфир из вас Боря Корчевников выковыривал какие-то всякие страсти господни, но единственное, там есть, вынесено заголовком – «Я реально начал видеть». То есть, ну, это фигура речи. То есть что-то все-таки изменилось. Видимо, ваше отношение, то, что главное, наверное, сама жизнь, или все-таки вот этот балет и все, что с этим связано. Или ваша жизнь это все-таки сейчас личная жизнь или как раз работа, которая, ну, наверное, поглощала все, поэтому так получилось?

С.ФИЛИН:  Дело в том, что моя работа это моя жизнь, без этого невозможно ничто. И как раз к этому и были адресованы мои слова, что я стал более внимателен и более объективен к тому, что ближе, к тому, что тебя окружает. Я думаю, что не только я, это все мы так устроены, что когда нас поглощает эта рутина работы, каких-то необходимых, скажем, как нам кажется, каких-то важных дел, и мы стараемся, как потом, это потом, завтра, это послезавтра, можно не позвонить маме, можно не узнать, что сегодня произошло и как провели день дети. И порой так это все проносится, день, другой и потом ты понимаешь, что, а, в общем-то, наверное, это и есть самое главное, самое дорогое, самое близкое.

М.МИТРОФАНОВА:  Ну, неужели так должно трухануть, чтобы к этому прийти?

С.ФИЛИН:  Нет, просто ты понимаешь, насколько быстро это можно потерять, вот, в чем дело. Потому что ты же обращаешь внимание все равно, но как тебе кажется, что оно как-то есть, оно тебя окружает.

М.МИТРОФАНОВА:  И никуда не денется.

С.ФИЛИН:  Ну, и никуда не денется. А происходят такие вещи, когда ты понимаешь, что это можно потерять ежесекундно, и разговор только именно об этом. Просто эти мгновения, о которых когда-то нам пели и говорили, их нужно ценить больше, и нужно уважать.

М.МИТРОФАНОВА:  Вы имеете в виду «не думай о мгновеньях свысока»?

С.ФИЛИН:  О секундах свысока. Потому что эти секунды, на самом деле…

М.МИТРОФАНОВА:  Бесценны.

С.ФИЛИН:  Конечно, они бесценны. И именно об этом я и говорил, потому что я старался больше смотреть куда-то вперед, в перспективы, вдаль, придумывая планы, осуществляя какие-то стратегии, вырисовывая какие-то пятилетки и прочее развитие репертуара, политики репертуарной, формирование коллектива и прочее, то есть как бы воспитывая молодежь. То есть ты живешь в этом мире, и он тебя полностью как бы съедает, появляются какие-то другие интересы, которые кажутся важнее. Но, на самом деле, они растворяются ежесекундно. Поэтому нужно обязательно всегда понимать, что, если у тебя есть семья, если у тебя живы родители, если твои дети тебя любят, ценят, уважают, ты должен всегда находить любые мгновения, для того чтобы отдавать это время своим близким.

М.МИТРОФАНОВА:  Я ваши слова как раз, вчера им нашла подтверждение. Иногда смотрю Instagram, это социальная сеть очень популярная и она позволяет популярным медийным людям выкладывать то, что они сами хотят выложить. Не их поймают где-то там в подворотне, сфотографируют или какие-то папарацци, вот это. У нас, кстати, культура эта не особо развита, но, тем не менее. И я нечаянно зашла на страницу Ларисы Гузеевой и у нее последнее, это она сама лично написала, фотография с ребенком, дочерью ее, ну, совсем малышка, 9-12, вот так, и пишет: «Доченька, как же ты быстро выросла и сколько я пропустила». Вы знаете, сердце мое рокерское сжалось, и это было действительно искренне. Я понимаю, о чем вы говорите.

С.ФИЛИН:  Вы знаете, все об этом говорят, иногда говорят очень поздно. Я слушал множество интервью, читал очень много дневников знаменитых людей, актеров, спортсменов, выдающихся людей, которые всегда с опозданием говорят, что, если бы можно было вернуть то время, когда наши дети были маленькими, мы бы никогда не оставляли их дома, мы бы всегда их брали с собой. И я вот на протяжении всего своего творчества при любой возможности, всегда старался брать своих детей с собой, они всегда были рядом. Иногда это было, может быть, чуть сложнее, это, может быть, больше хлопот, но, вы знаете, это настолько приятно, это такое…

М.МИТРОФАНОВА:  А жену брали?

С.ФИЛИН:  Разумеется, конечно.

М.МИТРОФАНОВА:  Ну, ладно, интересно.

С.ФИЛИН:  Нет, конечно, жену, потому что мама для детей это все и поэтому, конечно, Маша всегда была с детьми. И когда у меня были тяжелые гастроли в Лондоне, то Саша, когда у нас родился,  Саша, еще будучи совсем маленький, ему был годик, он в коляске, он всегда был с нами и Сережа. То есть мы стараемся максимально находить возможность и всегда я старался это делать, потому что старшему сыну Даниилу, ему уже 20 лет, и я могу сказать, что он, путешествуя со мной, он объездил весь мир, где он только ни был. Может быть, только сейчас он начинает понимать, что это было для него, где он был, что он видел, какие у него есть знания и опыт. Потому что тогда для него это тоже было…

М.МИТРОФАНОВА:  Приключение. Таскают прямо, как рюкзак.

С.ФИЛИН:  Да, да, потому что, иногда спрашивают: «А как ваши дети переносят самолет?»

М.МИТРОФАНОВА:  Это молодые журналистки спрашивают.

С.ФИЛИН:  Но они никогда не понимали того, что они даже находятся в самолете, потому что это всегда было общение, если мы летели труппой, если мы летели даже маленьким коллективом. Даня всегда общался в самолете с артистами, и Саша, и Сережа, то есть они очень общительные, они такие коммуникабельные. И для них вот эта как бы взлет, посадка, они, наверное, понимают только тогда, когда они уже стоят на паспортном контроле в другой стране.

М.МИТРОФАНОВА:  Ну, я бы хотела нашим слушателям тоже рассказать, что с одним из детей Сергея Филина я знакома, как, на 1 сентября 2016 года я привела свою дочь в школу, в третий класс, и вдруг наш завуч или кто там вел эту культмассовую часть очень долгую, кстати, вызвали знаменитостей, Арину Шарапову, она тоже там чего-то пыталась нам рассказать. И тут говорят: «А сейчас выйдет победитель «Голоса» детского Саша Филин». Я такая, интересно, и мальчик пел прекрасно. А я забралась на второй этаж школы и смотрела сверху на все это месиво. Я вас видела, вы стояли слева и улыбались, честно. Не знаю, гордость я прочла или нет, разные чувства, но парень пел очень неплохо.

С.ФИЛИН:  Да, Саша приготовил песню «Я шагаю по Москве», он долго готовился и, самое главное, он хотел передать это праздничное настроение. Конечно, мне, как отцу было безумно приятно.

М.МИТРОФАНОВА:  Но линейку затянули.

С.ФИЛИН:  Ну, что, каждый год происходит 1 сентября, каждый год мы вынуждены быть участниками этого прекрасного события. Но, вы знаете, когда твой ребенок идет 1 сентября в первый класс, то эта линейка не кажется длинной и, конечно, можно стоять бесконечно, потому что это всегда праздник, это всегда событие, которое остается надолго в памяти, а уже как бы дальше, это…

М.МИТРОФАНОВА:  А я немножко, может быть, больше времени уделила детям, потому что больше всего меня с детства волновал вопрос – балет и дети. Это все начинать нужно с детства. У меня тут несколько таких ответвлений от вопроса. Первый это с детства тяжелый труд, чудовищный, видимо, вы о нем расскажете. Вторая часть вопроса, не у всех людей балета есть дети, потому что они часто ради карьеры этого себе просто не позволяют, ну, это, может быть, больше женщин касается. И третье, есть ли среди ваших детишек те, кто вообще на балет внимание обращает? Потому что со стороны вот нам гражданским, которые на балет смотрят, ну, просто вот так, не то, что из оркестровой ямы, а просто снизу вверху, это кажется чем-то на уровне спорта высших достижений, по-другому не скажешь.

С.ФИЛИН:  Ну, да, это действительно тяжелейший труд, профессия уникальная. И, если сравнивать ее со спортом, конечно, безусловно, сегодня, да сегодня во всех, мне кажется, областях культуры есть элементы спорта, а в балете особенно. Единственное, конечно, самое главное такое и важное отличие от спорта, дело в том, что в спорте всегда есть определенные этапы и постепенно как бы спортсмены готовятся к каким-либо соревнованиям или к каким-либо турнирам, олимпиадам и, я не знаю, международным чемпионатам, и, конечно, у них есть всегда возможность, концентрируясь, достигать какого-то результата, потом брать определенные паузы и как бы вновь начинать, то в балете таких пауз нет. То есть ты должен всегда быть готов, ты должен всегда быть в ощущении чемпионата, то есть ты постоянно должен находиться вот в этой форме, которая в любой момент тебе необходима, и, главное, она необходима тому, что ты делаешь и, конечно же, зрителю. Потому что ты не можешь сегодня это отпустить, потом вновь как бы к этому готовиться и прочее. Нет, здесь предельная концентрация и всегда ты должен заниматься. С раннего утра ты делаешь обязательно класс, и рабочий день начинается с 10 утра и заканчивается после того, как закрывается занавес.

М.МИТРОФАНОВА:  А с какого возраста это все начинается? В каком возрасте люди приходят в балет?

С.ФИЛИН:  Рит, у всех начинается это с разного возраста, потому что детишки, так или иначе, ну, как правило, это больше девочки, начинают уже заниматься танцами, ну, наверное, где-т о, может быть, с 5, с 6 лет. Если мы говорим о хореографических училищах, профессиональное обучение начинается с 10 лет, это, как правило, 4-й класс общеобразовательной школы.

М.МИТРОФАНОВА:  Но физическая форма-то должна быть уже?

С.ФИЛИН:  Конечно, детишки, которые приходят в профессиональные учреждения, в институты, для того чтобы уже как бы заниматься и постигать искусство танца, конечно, дети уже подготовленные. Как правило, это девочки, которые до того, как прийти в балет, они занимались уже хореографией, они ходили занятия гимнастикой, большинство из них уже просто какие-то уникальные спортсменки и добились больших результатов в гимнастике. Это может быть художественная гимнастика, может быть спортивная гимнастика. Конечно, есть большинство коллективов, танцевальных коллективов, как в моем случае, например, я перед тем, как поступить в хореографическое училище, я два года танцевал в ансамбле имени Локтева.

М.МИТРОФАНОВА:  Это известный такой, пионерский.

С.ФИЛИН:  На Ленинских горах.

М.МИТРОФАНОВА:  Во Дворце пионеров.

С.ФИЛИН:  Да, это было во Дворце пионеров. Поэтому есть большое количество танцевальных коллективов и кружков, клубов, школ, где уже маленькие дети начинают заниматься музыкой, ритмикой, хореографией, ну, так скажем, такой какой-то начальной подготовкой. И, конечно, наиболее талантливые детишки, наиболее способные, у которых есть определенные данные, для того чтобы профессионально заниматься танцем, балетом, если мы говорим сегодня только о балете.

М.МИТРОФАНОВА:  А это секрет, какие данные? Выносливость, на мой взгляд, гибкость, не есть ничего.

С.ФИЛИН:  Ну, выносливость, характер, конечно, это важно. Но для этого все равно должны быть особенные физические данные, то есть должна быть хорошая растяжка, должна быть хорошая спина.

М.МИТРОФАНОВА:  А рост?

С.ФИЛИН:  Рост?

М.МИТРОФАНОВА:  Они же растут.

С.ФИЛИН:  Ну, рост в таком возрасте достаточно сложно включать в этот список, потому что порой, вот у нас была масса примеров, когда мы начинали учиться и у нас в моем классе были девочки и мальчики, которые были очень высокие. И это где-то продолжалось, наверное, на протяжении двух лет и они были действительно выше всех нас. Но однажды, как бы одним летом, когда мы все ушли на каникулы, вернувшись 1 сентября, оказалось так, что все выросли за это лето, и те, кто у нас были самыми высокими, они как бы стали самыми низкими. Поэтому на это ориентироваться очень сложно.

М.МИТРОФАНОВА:  Я предполагаю, нашим слушательницам, может быть, интересно, потому что я думаю, что это очень крутой для регионов, во всяком случае, социальный лифт. Вот, если ты знаешь, что ты можешь посвятить себя ребенку, а ребенок посвятить себя балету. Это неправильное мое уравнение?

С.ФИЛИН:  Это правильно, потому что здесь не может быть только работа самого ребенка. Здесь самое главное участие это родители, это могут быть бабушки, дедушки, те, кто просто имеет возможность больше времени уделить ребенку.

М.МИТРОФАНОВА:  А заставляют вот такого возраста ребенка этим заниматься?

С.ФИЛИН:  Ну, вы знаете, я считаю, что нужно не заставлять, а нужно заинтересовывать. То есть надо делать максимально все возможное, для того чтобы ребенок сам интересовался этим. Но, как правило, мы говорим о детях, которые это хотят. И, если сегодня, например, мои дети, когда я понимаю, что, например, ну, вот Саша, ему нравится петь, он поет, он нашел себя в этом. На сегодняшний день это то, чем он живет. Он поет всегда, везде, все. Маленький Сережа, вот Сергей Филин младший, он невероятно слышит музыку, он потрясающе музыкальный, у него очень хорошая физика, он может двигаться бесконечно, то есть он готов к танцу, но у него нет желания. То есть ему исполнилось как раз вот совсем, вот буквально…

М.МИТРОФАНОВА:  Сергею Сергеевичу.

С.ФИЛИН:  Сергею Сергеевичу, да, исполнилось 8 лет, и у него нет желания заниматься балетом. Он любит балет, он его смотрит, смотрит с удовольствием, он берет что-то для себя важное, но он не видит себя в свои 8 лет, как бы он не видит себя в балете. Но он любит танцевать, ему нравится двигаться. Поэтому здесь очень важно родителям и близким наблюдать за ребенком, насколько ребенок слушает музыку, как он ее впитывает, как он может ее как-то переваривать внутри себя и отдавать обратно. То есть, насколько он ритмичен, насколько у него есть вообще какая-то такая потребность в движении. Потому что, как правило, такие дети, они всегда, как это сказать, вы знаете, ну, не в таком спокойном состоянии, они всегда, слыша какую-то музыку, я не знаю, любой какой-то вид, когда шумит вода красиво, если вы даже в отпуске, еще что-то, шум прибоя и прочее, и все равно дети на это реагируют. И это очень важно. Есть масса вещей, когда ты понимаешь, что, например, у ребенка есть хорошая гибкость, когда у ребенка есть какая-то органика, пластика особая.

М.МИТРОФАНОВА:  Ну, это видят родители, прежде всего, или все-таки педагог?

С.ФИЛИН:  Ну, вы знаете, вообще это видят все, и даже те, кто это видит и может сказать родителям. Потому что, как правило, это и друзья, и какие-то люди, которые, может быть, ну, вы знаете, вот увидели ребенка, и они понимают, что они могут всегда сказать, они могут всегда подсказать родителям, что, вы знаете, а вот у вас ребенок особенный, у него есть такой талант, его хорошо бы отдать в танцы, ему можно заниматься балетом. Но, как правило, если мы говорим о балете, конечно, это больше процент все-таки девочек, потому что все девочки, мне кажется, мечтают…

М.МИТРОФАНОВА:  Хотят быть балеринами. Ну, кроме тех, кто страдает лишним весом. Мы остановились на душераздирающей теме – лишний вес и мечты о балете это для девочек, и для парней. Есть для них какой-то микроскопический такой, ну, немножко даже не комплекс, а все-таки танцы это что-то не такое брутальное. Балет это сразу видно, ну, это небожители какие-то. Почему так?

С.ФИЛИН:  Ну, на самом деле, это не ужасно, это только поверхностное первое представление. Ничего ужасного в этом нет. Когда я был маленький, я тоже всегда маме говорил, спрашивая у нее, что действительно я буду заниматься балетом, неужели…

М.МИТРОФАНОВА:  Что пацаны скажут.

С.ФИЛИН:  Неужели, да, я буду надевать на себя колготки и танцевать в колготках, кому же я могу об этом сказать. То есть даже трудно было себе представить во дворе кого-то из моих друзей…

М.МИТРОФАНОВА:  Может, Андрею Малахову только если.

С.ФИЛИН:  Но, тем не менее, это все поверхностно. Но это действительно сильно отталкивает и это действительно так и есть, когда мальчишки особенно начинают рассуждать таким образом, что вообще как же это так, вот я в танце, в балете и прочее. Нет, когда ты начинаешь этим заниматься…

М.МИТРОФАНОВА:  И у тебя получается.

С.ФИЛИН:  Поверьте, вот перед вами сидит человек, который думал именно так. Но это рассеивается. И когда ты увлечен этим, когда ты начинаешь в это верить, когда ты полностью поглощен как бы этим, и ты делаешь в этом результат, ты начинаешь двигаться, ты понимаешь, что это то, что тебе близко, то, что тебе нравится, то, с чем ты справляешься, ты можешь это делать лучше, чем другие, это интересно и тем, кого ты, казалось бы, ну, даже, может быть, боялся этим удивить, и люди сами начинают этим интересоваться. Они начинают тебя поддерживать, они спрашивают, а можно ли нам прийти посмотреть и прочее. То есть, казалось бы, то, что тебя смущало, и ты мог краснеть от этого, нет, именно это и проявляет к тебе интерес, и как бы люди видят, что дети живут этим. Они видят, насколько ребенок, ну, вот он, просыпаясь, бежит, понимаете, он слушает эту музыку, он повторяет эти движения.

М.МИТРОФАНОВА:  Ну, с музыкой повезло вам, честно скажу. Очень крутая музыка, классический балет это что-то.

С.ФИЛИН:  Ну, конечно. Это вообще жизнь, понимаете, вся наша жизнь это музыка, человек не может без музыки. Просто другое дело, что каждому человеку нужна разная музыка. Внутри каждого из нас есть свой ритм, и этот ритм отличает нас друг от друга. Поэтому ни в коем случае не нужно думать о других, не нужно комплексовать и представлять себя, что я вот выйду… Во-первых, вы никогда не выйдете во двор в тех же трико и не начнете изображать лебедя где-то посреди двора. Это не для этого и не нужно вообще обращать на это внимание. Если вы видите, что ваш ребенок талантлив, сделайте все возможное хотя бы просто для того, чтобы протянуть ему руку и дать возможность себя попробовать. Пройдет время и будет ясно, насколько это возможно. Потому что педагоги, репетиторы именно те люди, которые будут ближе, дальше это уже их задача, они уже скажут, есть ли у них какая-то возможность идти вперед, будут ли они танцевать. Потому что, ну, вот я прекрасно помню, когда мы пришли в хореографическое училище, вместе со мной поступила Кристина Орбакайте. И она начинала учиться в хореографическом училище. Но я прекрасно помню, что в какой-то момент она исчезла и мы стали спрашивать и интересоваться, а где же Кристина. И потом прошло время, и мы узнали о том, что Алла Борисовна Пугачева пришла к Софье Николаевне Головкиной, тогда руководителю хореографического училища, и она задала ей очень простой вопрос: «Скажите, моя дочь будет балериной?»

М.МИТРОФАНОВА:  Судя по танцам на сцене, нет.

С.ФИЛИН:  И Софья Николаевна Головкина ей честно сказала: вы знаете, она будет очень хорошей девочкой, но балериной, скорее всего, нет. И в этот же момент Алла Борисовна забрала Кристину из хореографического училища. Я не могу утверждать, было оно так или как-то иначе, но я говорю, рассказываю то, что я могу знать понаслышке. Но, тем не менее, я хочу сказать о мудрости. То есть Алла Борисовна дала возможность попробовать Кристине и приняла вовремя правильное решение. Поэтому, дорогие родители и уважаемые радиослушатели, делайте все возможное, для того чтобы помогать своим детям, и если у них есть хоть какая-то возможность, желание, талант, способности, для того чтобы они могли танцевать, дайте им такую возможность, потому что это прекрасно. Девочки, они никогда не будут вам, скажем так, неблагодарны за это, потому что это всегда потрясающая возможность даже использовать эти знания где-то, так сказать, девочка всегда может выйти и что-то станцевать, она всегда может чувствовать себя прекрасно с партнером, который ее просто пригласит на танец, и в любом случае это просто невероятное ощущение своего тела, когда ты чувствуешь свою спину, когда ты понимаешь, что твоя шея это не просто какой-то орган, для того чтобы на нем жила голова, а шея тоже имеет потрясающие совершенно способности, для того чтобы быть и обаятельной, и двигаться, и танцевать.

М.МИТРОФАНОВА:  Ну, да, у балерин они, как хрустальные.

С.ФИЛИН:  Понимаете, я уже не говорю о руках, я не говорю о том, какое ощущение каких-то пальцев, кисти рук, и, конечно, как невероятно работает ваше тело, оно становится эластичным, оно становится послушным. Вообще это потрясающе, когда ты умеешь владеть и руководить, управлять своим собственным телом.

М.МИТРОФАНОВА:  А можно такой вопрос почти провокационный? Сейчас очень часто вспоминают Советский Союз, ну, добрым словом, разными словами. Но вот сравнивают многие сферы и области нашей жизни, как раньше и как сейчас. А вот балет, он остался незыблемым таким, ну, если не брать новые какие-то спортивные нововведения, современный балет, совсем такой рубленный какой-то, хотя он наверняка всегда был. Но школа та же и мотивация, вот в чем провокация. Могли раньше дети в Советском Союзе мечтать о загранице, о Лондоне, о Нью-Йорке, об Италии и Франции, вот этих сценах, и вот это быть мотивацией? А сейчас тогда как? Дурацкий вопрос?

С.ФИЛИН:  Рит, это очень хороший вопрос, как раз я хочу сказать, что спасибо за этот вопрос, но на него нельзя ответить быстро и нельзя ответить однозначно, потому что здесь есть несколько составляющих. Во-первых, если говорить о балете в Советском Союзе, безусловно, балет был более популярным, балет имел определенные, скажем, свои задачи, это была политика, это была и стратегия, это было и тайное оружие, это было все, о чем сегодня мы, вспоминая, пытаемся как бы говорить. Но самое главное, ведь востребованность и интерес был двояким, потому что, во-первых, сама система образования и, мне кажется, даже как-то привлечения детей, она была более доступной, потому что здесь участвовали и союзные республики. И дети в хореографические училища приезжали отовсюду, из разных республик, из разных стран, это были и иностранцы, но все как бы ехали лучшие, самые способные и талантливые дети, они все концентрировались в хореографическом училище. И задач было много, потому что у кого-то был интерес стать действительно великими танцовщиками, балеринами. У кого-то была другая стратегическая задача, потому что балет был одним из немногих в нашей стране, кто выезжал за рубеж. И я вам должен сказать, что это был достаточно такой непростой период, потому что действительно актеры, которые выезжали за рубеж, они имели возможность зарабатывать и зарабатывать хорошо. И, как вы понимаете, это все-таки был определенный такой шанс путевки в другую жизнь. Поэтому здесь вопрос сложный. С одной стороны, кого-то интересовало именно это, потому что балет, особенно балет Большого театра, да и не только Большого театра, в принципе, было большинство коллективов, которые имели возможность выезда за рубеж. Конечно, это возможность посмотреть другие страны, посмотреть то, как живут другие люди, это всегда доступ к тем технологиям и, конечно же, к каким-то, если мы говорим даже просто об ощущении себя в современном мире, конечно, это было очень важно, потому что неслучайно говорили, что будешь одет, как самая модная балерина. Потому что действительно у балерин всегда была возможность, может быть, чуть лучше одеваться, чуть лучше выглядеть, потому что это была другая косметика.

М.МИТРОФАНОВА:  Ну, да, бытовые такие мелочи.

С.ФИЛИН:  Это первые бытовые вещи, но они не мелочи. И я вам должен сказать, что даже я, придя в хореографическое училище в 1988 году, даже я это понимал, я это ощущал, потому что я рос с детьми, у которых родители танцевали, у которых танцевали в ансамбле Игоря Моисеева, дети танцевали в ансамбле «Березка», было много детей артистов Большого театра. И я видел, как они себя ведут, я видел, как они одеваются, я видел, как они просто ведут себя совершенно иначе, потому что у них гораздо больше доступа к тому, чего как бы, нам казалось, вообще не существует.

М.МИТРОФАНОВА:  Да, абсолютно.

С.ФИЛИН:  Это правда. Если, например, я держал в своих руках кубик Рубика, который, я не знаю, моя мама, отстояв какую-то сумасшедшую очередь, и купив его как бы, правда, то есть мы это ценили.

М.МИТРОФАНОВА:  Да, я помню это.

С.ФИЛИН:  И я держал это в своих руках, для меня это был, наверное, своего рода какой-то бриллиант на тот период, потому что я относился к нему, во всяком случае, с каким-то таким…

М.МИТРОФАНОВА:  С восхищением.

С.ФИЛИН:  С восхищением, да, это правда. Но, придя, например, в хореографическое училище, я мог видеть, как какой-то из моих друзей вставал просто вот так ногами на этот кубик Рубика и мог начинать делать на нем пируэты, этот кубик Рубика разлетался просто с треском на маленькие части.

М.МИТРОФАНОВА:  Это дедовщина балетная.

С.ФИЛИН:  И собрать его было невозможно. Я просто говорю о том, что мы ценили эти вещи совершенно иначе, ценили их совершенно по-другому. Поэтому, если говорить о советском периоде, на мой взгляд, он был более богатым, более прекрасным, и, наверное, внимание к нему было гораздо больше. Потому что и телевидение, и радиовещание, и вообще какие-то все средства массовой информации больше интересовались этим, больше освещали жизнь талантливых людей.

М.МИТРОФАНОВА:  Ну, меньше было конкуренции самому балету, как развлечению для публики.

С.ФИЛИН:  Согласен. Мы сейчас говорим, в принципе, мы обсуждаем, ну, своего рода такую культуру советского периода. А, если говорить о сегодняшнем дне, сегодня доступно все, и сегодня, для того чтобы поехать за рубеж, тебе не нужно стать балериной и тебе не нужно стать членом труппы Большого театра. Ты можешь в любой момент оказаться в любой точке мира и увидеть, и услышать все, что ты хочешь.

М.МИТРОФАНОВА:  То есть, как мотивация этот нюанс ушел туда, в прошлое, в советский «железный занавес». Мы говорим о балете. В последней части нашего интервью я задала вопрос, как сравнивать балет и его значимость тогда и сейчас, и насколько сильны его перспективы, школа и, наверное, элитарность только осталась.

С.ФИЛИН:  Я считаю, что балет вечен, и я убежден в том, что балет будет жить всегда. Это элитарное искусство, искусство, может быть, недоступное и неподвластное всем, но в этом есть его прелесть. Потому что даже тот человек, который, например, говорит, ой, я не люблю балет, я его не понимаю, когда эти люди попадают, особенно попадают в зрительный зал Большого театра, увидев хороший, лучший на сегодняшний день в мире балет, чтобы они были равнодушны. Я всегда вижу этих людей вновь, они всегда возвращаются, и они даже интересуются тем, а что можно было бы посмотреть в следующий раз, и на какие спектакли мы бы им порекомендовали прийти. Балет прекрасен. И я хочу, чтобы все понимали, это тяжелейший труд, и люди, которые добиваются действительно успеха, результата и выходят на сцену, это лучшие. Это те, кто действительно сегодня является лучшими представителями русского балета. Но на сегодняшний день русские танцовщики, они, на мой взгляд, и лидируют во всем мире, потому что, если мы возьмем любую компанию, любой театр мира, мы увидим, что наилучшие артисты, которые есть, это артисты или русские, или которые учились у русских педагогов, или те артисты, которые раньше были воспитаны на постсоветском пространстве, но, так или иначе, у них все равно есть корни русской школы. Но, в основном, это, наверное, даже все-таки и русские артисты, потому что они сегодня занимают самые лидирующие позиции. Балет никогда не потеряет к себе интереса, потому что он уникален во всем. Это музыкальное искусство. Музыка, она однозначно вечна. Я хочу сказать о классическом балете, потому что пока жив классический балет, пока мы будем иметь возможность воспитывать новое поколение, пока мы будем передавать это из рук в руки, из ног в ноги все наши знания, пока мы будем уважать, ценить именно искусство классического балета, я думаю, что никаких вопросов по поводу того, какая перспектива и какое будущее у балета, никаких вопросов нет. Потому что самое интересное, что сегодня востребовано во всем мире, самое первое, что просят сегодня любые театры мира, когда Большой театр приглашается на гастроли, это всегда классические спектакли. Это всегда те большие балеты, которые не может позволить себе ни один театр мира. И, конечно, невероятный, потрясающий и, наверное, однозначно лучший в мире сегодня кордебалет. Таких прекрасных балерин в кордебалете вы не увидите ни в одном театре мира, и это, конечно, визитная карточка нашего русского балета. И те спектакли, которые были в советский период, если мы говорим сегодня о творчестве Юрия Николаевича Григоровича, я думаю, что эти спектакли все нужно сохранять, эти спектакли необходимо каждый раз пополнять новыми и новыми исполнителями, для того чтобы они продолжали жить, для того чтобы они были вновь, как и всегда, как бы они были вновь рожденными за счет того, что появляется новое поколение, появляются новые совершенно каждый раз не похожие друг на друга уже как-то молодые артисты, поэтому, мне кажется, что, если мы сможем сохранить самое лучшее, то никаких вопросов нет. А балет на сегодняшний день набирает популярность, и, если мы просто обратим внимание на то, что происходит во всем мире, балет набирает колоссальные обороты, интерес к нему повышается с каждым днем и с каждым годом мы чувствуем, насколько открывается еще большее количество школ, насколько еще больше происходит очень много разных интересных каких-то работ во всех театрах мира, появляются новые хореографы. Как правило, это, конечно, больше в современном направлении, потому что сегодня хореографов, которые ставят классические балеты, их не так много, и они сегодня, конечно же, пользуются большим спросом. Вот я могу говорить об этом бесконечно.

М.МИТРОФАНОВА:  Да, я поняла.

С.ФИЛИН:  Но на сегодняшний день балет актуален, он необходим, он интересен, и, прежде всего, тем, что он живой, он настоящий. Это то, что люди делают не под фонограмму, и, не используя какие-то технологии, они это делают без спецэффектов.

М.МИТРОФАНОВА:  А нет в связи с этим такого вот подвопроса о том, что в балете, в принципе, в классическом уже все изобретено.

С.ФИЛИН:  Я понимаю, Рита, о чем вы хотите спросить. Да, я как раз и подчеркиваю, что самое важное и самое главное, чтобы мы не потеряли то, что уже создали. Потому что, если мы на этой базе, на тех знаниях, на том, как вы говорите, уже, казалось бы, все поставлено, все придумано, уже нет таких элементов, которые бы… Нет, это совершенно не так, потому что идет время, время идет вперед, динамика танца сегодня ушла далеко вперед. И я хочу сказать, что, да, те великие танцовщики и балерины, которые были, которые изобретали невероятные воздушные трюки, поддержки, и это были потрясающие дуэты и прочее, сегодня техника ушла намного вперед. Если прежде, тогда это делали единицы, сегодня это делают десятки…

М.МИТРОФАНОВА:  Это базис, да, образования.

С.ФИЛИН:  Конечно, сегодня это делают десятки, а то порой и сотни. И сегодня эта техника становится отчасти нормой. Но в определенный момент встает вопрос, а нужна ли она в таком количестве? Потому что мы все равно говорим о красоте, мы говорим о эстетике, мы говорим о какой-то органике. То есть вот эта вот музыка, понимаете, ведь очень важна красота, и здесь не нужно лишнего, не нужно…

М.МИТРОФАНОВА:  Супертехника, оно все-таки…

С.ФИЛИН:  Нужно всегда понимать. Вот мне всегда говорил мой педагог Николай Борисович Фадеечев: «Сергей, вот остановись. Ты остановись и просто послушай музыку, услышь, что в ней, в ней все есть».

М.МИТРОФАНОВА:  Вы очень красиво говорите, спасибо вам больше за то, что вы нашли время, пришли. До новых встреч в эфире и на сцене.

С.ФИЛИН:  Спасибо, до новых встреч.

Собрание слов. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет
  • Собрание слов

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация