За кадром Тигры, они как люди...

14 октября 2016, 23:40

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – представитель одной из самых редких, самых смелых и отважных профессий, дрессировщик хищников Артур Багдасаров.

Вы – продолжатель славной цирковой династии дрессировщиков. Есть династии, которые на протяжении десятилетий или, может быть, даже столетий хранят и следуют семейным традициям. И в таких семьях вопрос о том, кем станут дети, внуки или правнуки, обычно не стоит. Перед юным Артуром Багдасаровым стоял выбор, кем стать? Или всё было предопределено с самого начала?

А. Багдасаров: Как и все советские дети, я хотел быть космонавтом, пожарником, ещё кем-то, уже не помню.

Милиционером?

А. Багдасаров: Да. Или как папа. Ну и всё. Как папа и получилось. Почему? Потому что я с детства, не помню с какого времени, наверное, с пелёнок, ездил с родителями, всё это смотрел, с 10 лет стоял у отца за сеткой с маленькой палочкой, старался ему в чём-то помочь. И у меня не было иного решения, нежели быть как отец. Мне нравилось его дело.

Ваш отец Михаил Багдасаров, знаменитый дрессировщик диких животных, хищников, а у него помимо тигров были львы, пума…

А. Багдасаров: У него куча всяких хищников была. Это была смешанная группа хищников. И у него первого в СССР были в группе снежные барсы, животные, которые в горах живут и их очень сложно поймать.

Они занесены в Красную книгу. Сейчас это вообще редкость.

А. Багдасаров: Да, ирбисы. И даже были гиены и ещё какая-то гадость. В общем, всякой твари по паре.

Как принималось решение стать дрессировщиком? На семейном совете? Или всё решилось само по себе?

А. Багдасаров: Нет, всё произошло само по себе. Я думаю, что этого хотел и папа. Мало того, он хотел, когда родилась моя сестра Карина, а я – младший ребёнок в семье, чтобы она стала второй Маргаритой Назаровой. То есть, ей тоже с самого рождения своего рода штамп поставили. Будешь и всё! Хоть тресни. Ведь отец очень длительное время проработал у М. Назаровой. Он был у неё дрессировщиком. И во всех известных фильмах, таких, как "Полосатый рейс", он находился за кадром. Он и Константиновский были у Маргариты Назаровой очень долгое время дрессировщиками.

И он свой опыт взял оттуда и передал уже нам. То есть, получается, если считать по дрессуре, что мы – это третье поколение. А если по цирковому искусству, то четвёртое.

Я где-то читал, что, кажется, в Челябинске с вашим папой произошёл случай, когда тигр вышел из-под контроля и это закончилось очень серьёзными последствиями для папы. И, тем не менее, несмотря на весь трагизм той ситуации, ваша семья решила, что и дети будут продолжать традиции дрессировщика.

А. Багдасаров: Это была тигрица. Да, тогда была действительно сложная и страшная ситуация. У него чуть ли не рука на ампутацию шла, а вся голова была погрызена. Но все эти ситуации вы начинаете ощущать только тогда, когда сами попадаете в такие же условия. Мы были вместе с Кариной на той репетиции, правда, стояли за сеткой. Репетировался большой трюк, в нём участвовало много-много тигров, и они шли таким веером. И первая тигрица ни с того ни с сего развернулась и, так получилось, схватила отца чуть ли не за голову.

Ваш папа даже пытался потянуться к пистолету, но тигрица перехватила руку?

А. Багдасаров: Да. Всё правильно. Та тигрица была очень хитрая дама. Только отец потянулся за пистолетом, она дала лапой по руке, и у него рука на две половины раскрылась.

Хищник чувствует действия дрессировщика?

А. Багдасаров: Они вообще все очень хорошо чувствуют. Вот даже я у вас в студии сейчас сижу с небольшой травмой руки. Я после этой травмы ещё три представления работал. И когда ты выходишь в манеж, тигры чувствуют, что ты не можешь (а я реально не могу) держать палку, допустим, в левой руке. Я всё делал правой, а левая была сама по себе. И они сразу просекают этот момент. Ага, дрессировщик пришёл, но что-то у него не так. Они же как действуют в природе? Из всего стада выбирают либо самого маленького, либо самого больного животного, которое не может оказать им сопротивления. Так же и в манеже, один в один.

Думаю, что мы об этом ещё более подробно с вами поговорим. Но давайте вернёмся к началу вашей цирковой деятельности. Тигры у вас были не сразу? Сначала были ослики?

А. Багдасаров: Абсолютно верно. У нас это какая-то такая семейная традиция что ли. У меня отец с осликов начинал. Но это было тысячу лет назад. Кстати, Филиппенко в своё время снимал на "Мосфильме" фильм, который назывался "Синие зайцы". И в нём снимались папины ослы, ещё в то время. А что он мне сказал? "Чтобы ты понял, как ты должен дрессировать вообще животных, ты должен начать хотя бы с осликов". И всё.

Так мне привезли четырёх ослов. Они действительно своё название оправдывали. Потому что, если осёл "застревает" и что-то не хочет делать, заставить его сделать это бесполезно.

Упрямые?

А. Багдасаров: Да, очень упрямые. Но одновременно очень талантливые.

Ослы?

А. Багдасаров: Обалденно талантливы. И вот так я начал с ними работать. Мне было лет 12. Я ходил в какой-то чалме, всё было сделано под арабский, восточный номер, и играл комический номер с осликами. Одновременно вместе с этим я репетировал с отцом тигров.

Он взял, всё записал на камеру, приехал в Союзгосцирк (тогда ещё), привёз туда с собой запись, показал её и говорит, смотрите, как у нас пацан работает. Все, конечно, были там в шоке: как так, нет, не разрешаем, потому что по КЗОТу можно было работать с 18 лет. На что в ответ папа им сказал, какая разница, во сколько лет его звери сожрут, в 18 лет или в 14? И написал заявление.

И что было дальше? Я ведь тоже не в курсе был этого. Приезжаем мы в город Казань, и вдруг вижу, на здании цирка висит огромная вывеска "Единственный в мире молодой укротитель Артур Багдасаров". Я к папе подхожу и говорю: "Пап, ты видел, что на цирке написано?" "Да, ерунда всё это, перепутали, как обычно, – отвечает. – Всё нормально, не парься". Ну ладно, раз сказано было не париться, не парюсь. И вот я сижу, третий звонок. Он ко мне заходит и спрашивает, почему я до сих пор не в костюме. "А-а-а!" – и вот тут у меня началось. Сердце и всё, что можно, у меня заколотилось, как у кролика. И я весь выход… Допустим, отец, идёт сюда, и я с двумя палками иду за ним, как хвостик сзади у него, туда-сюда. Репетиция – это одно, но выход в манеж на зрителя в качестве артиста – это, конечно, совсем было другое. Таким был мой первый выход в манеж именно с хищниками.

Как вы работаете с тиграми? Как проходят репетиции? Тигры понимают, что вот это сейчас, скажем, репетиция, а вот это – уже представление? И вы одинаково с них требуете выкладываться на репетиции и на представлении? Или делаете им какое-то послабление во время репетиции?

А. Багдасаров: Если сравнивать жизнь наших кошек или тигров, её можно перенести на человеческое бытие, один в один. У людей есть ясли, есть детский сад, есть подготовительная группа, есть школа и есть институт. И потом они выходят на работу. Так же происходит и у тигров. К нам попадают тигрята где-то в трёхмесячном возрасте. Они либо из зоопарка, либо у нас родились. У нас не раз рождались тигрята. Одна тигрица принесла пять тигрят. Это очень хороший показатель. Почему? Потому что вообще в принципе вне леса тигры очень сложно размножаются.

Так вот, к нам попадают эти малыши. До года они вообще ничего не делают. Мы их просто выпускаем в манеж. У них детство. Они дурачатся, бегают за какими-то пластиковыми бутылками, друг друга кусают. Всё это происходит до года. Почему? Потому что у них должен сформироваться костяк, чтобы потом они начали что-то делать.

В это же время ты начинаешь приучать их к месту, где каждый из них должен находиться в определённый момент. За кусок мяса, ещё за какой-нибудь другой момент. То есть, всё идёт через игру. Начинаешь с ними играться. Подбрасываешь тигрёнку кусочек мяса, и он раз и прыгает на тумбочку. Конечно, когда тигры начинают работать, когда вырастают, они прыгают на большие, специальные тумбы. А здесь для тигрят тумбы – специально сделанные из деревяшек маленькие сооружения. Как в детском садике есть маленькие табуретки. Здесь всё то же самое.

Всё, прошёл у нас детский сад, начинается школа. Это когда дрессировщик уже начинает конкретно требовать. В школе как это бывает: мальчик сделай то, вот тебе домашнее задание, которое я проверю. Так же и при дрессировке. На репетиции уже всё для них строго. Конечно, иной раз это выглядит смешно, потому что как тигру объяснить, что вот этого делать нельзя? У дрессировщика, конечно, есть указка, которой можно иногда по заднице дать, когда они совсем дурью маются. Но они пока дети, они не понимают. Для него важнее всего игра, у него шило в одном месте.

Вот сейчас у нас есть Амур. Складывается впечатление, что у него энергии столько, что на десятерых тигров хватит. Невозможно с ним справиться. Его сначала надо выбесить по полной программе. Он должен побегать, попрыгать. И когда у него язык уже на плече, только тогда начинаешь с ним репетировать. Потому что иначе невозможно, он крутится, вертится, всё, что хочешь, делает.

Молодой тигр?

А. Багдасаров: Совсем молодой. Ему восьмой месяц. И уже с года-двух они начинают привыкать к фонограмме, ко всяким звукам, к хлопкам. Бывает, доходит даже до того, что мы, бывает, вешаем шарики, рисуем на них лица, что тут есть кто-то, чтобы было какое-то движение. Потому что для любого животного манеж – все равно это стресс. Они к этому привыкают в течение всей жизни. В течение двух лет они ко всему привыкают так же, как и, допустим, те же лошади у полиции. Я всегда был просто в шоке. Стоит лошадь, нормальная лошадь давно бы убежала, и она не реагирует ни на что.

Ни на сигналы, ни на гудки?

А. Багдасаров: Ни на сигналы, ни на выстрелы, ни на хлопки, ни на что. Так же и здесь получается. И с двух лет тигры становятся полноценными артистами, они начинают работать.

Насчёт того, что репетиция это или работа… Они очень хорошо это просекают. И иногда это специально в работе делается. Во-первых, тигр на представлении обязательно "включает артиста". Они же все – артисты. У нас есть "мачо" какой-нибудь, есть "герой-любовник", ещё кто-нибудь ещё. Допустим, "мачо" в действительности такой: ты чихнёшь – он в обморок упадёт. Но когда выходит в манеж, это страшный зверь, всех сейчас покусает.

А так "добрячок"?

А. Багдасаров: Да, а так "добрячок". И они очень хорошо знают, что сейчас представление, и я, извините, буду делать, что я хочу. И тут тебя надо включить "дрессировщика". Иногда бывает, действительно, животное, ну, не хочет. Просто тупо приходит и проверяет: "Ага, ну, не хочу я делать, и что ты будешь делать со мной? Давай".

И такое бывает и на репетиции, и во время выступления?

А. Багдасаров: Да. И во время выступления тебе нужно сделать так, чтобы это животное обязательно сделало трюк. Почему? Потому что, если он этого не сделает, значит, всё.

То есть, вы должны его дожать в любом случае? Даже если он не слушается?

А. Багдасаров: Конечно. Через какую-то хитрость, через ещё что-то, через мясо. Не знаю, как ещё, но это обязательно надо сделать. Либо потом это после представления, после работы проходит через много времени. Но бывает, что "выключает" животное, и он не то, что не хочет, а делает вид, что он никогда этого не делал. И тут начинается всё заново. Отматываются все эти два года назад, и начинается всё опять с каких-то мелких азов, чтобы это животное начало что-то делать.

Когда складывается такая ситуация, дрессировщик напрягается, наверное, больше, чем обычно? Он видит, что он должен животное дожать.

А. Багдасаров: Тут тоже вот какая штука. У животных разные характеры, и по-разному к каждому нужно искать подход. Иногда бывает, ты можешь животное дожать. А иногда ты можешь чуть-чуть пережать, и эта кошка будет у тебя на голове в этот момент.

Я всегда так объясняю, чтобы люди поняли, какое движение происходит между хищником и человеком? Представьте себе два больших магнита. Каждый их должен помнить с детства. Что происходит? Когда мы их друг к другу пододвигаем, они приклеиваются. А у нас происходит всё наоборот. Как будто бы, если мы их развернули одноимёнными полюсами друг к другу. Каждый магнит начинает потихоньку двигать друг друга. И вот эта такая вязкая, непонятная вещь происходит между дрессировщиком и тигром. Либо ты его отодвигаешь, либо он на тебя идёт. Но, не дай бог, если ты зайдёшь сзади любого или сбоку, как раз произойдёт это залипание. И дрессировщик должен это контролировать обязательно.

Кто придумывает номера для хищников?

А. Багдасаров: Сами придумываем. Текучка кадров в любом случае происходит. Почему? Потому что, прежде всего, животные не как люди, они не живут до ста лет. У них маленький срок – 15-18 лет. 18 лет – уже взрослый, большой тигр. Соответственно, это то же самое, что попросить у 70-летней бабушки, чтобы та сделала фуэте или прыгнула. Поэтому такие "бабушки" уходят на второй план, и на передний план выходит молодёжь. И постоянно случается текучка. И в течение какого-то времени, допустим, в течение 10 лет, у дрессировщика могут пройти два поколения животных. Опять же не надо забывать, что у каждого из них есть свои болезни. Сами люди не без болезней, а тут кошки, которые болеют абсолютно всем, начиная от ангины, гриппа и заканчивая язвой желудка и т.п. Поэтому происходит постоянный процесс: постоянные лечения, постоянно ещё какие-то вещи.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация