Комментарии экспертов Леса и торфяники по-прежнему выглядят беспризорными
Персоны
Экологи бьют тревогу - дым от горящих торфяников может появиться в Москве уже в июле. По их мнению, очагов возгорания уже достаточно для того, чтобы гарью запахло в столице, не хватает лишь восточного ветра. О текущей ситуации "Вестям ФМ" рассказал координатор лесной программы "Гринпис России" Алексей Ярошенко.
"Вести ФМ": Нынешнее лето достаточно жаркое, но были и дожди. Неужели ситуация уже сейчас настолько сложная?
Ярошенко: Торфяники начали гореть в Подмосковье еще в конце апреля - в начале мая. К сожалению, долгое время на это не обращали внимания. На протяжении двух месяцев МЧС в основном рапортовало о том, что действующих торфяных пожаров нет, а они тем временем разрастались. Увеличивались, уходили в глубину. Тех дождей, которые прошли на прошлой и позапрошлой неделях, уже недостаточно для того, чтобы эти торфяные пожары потушить, то есть они чуть-чуть тушат торф на поверхности, но в глубине он продолжает гореть, увеличиваться.
"Вести ФМ": А что сейчас можно сделать для того, чтобы локализовать эти пожары?
Ярошенко: Сейчас уже ситуация близка к чрезвычайной, причем в масштабах всего Центрального федерального округа. Но пока еще она не совсем безнадежная, то есть пока большинство пожаров можно либо потушить, либо удерживать в тех границах, в которых они наблюдаются сейчас. Но для этого нужно привлечение максимально возможных сил и со стороны МЧС, и со стороны работников лесного хозяйства. К сожалению, мы пока видим, что это не делается. Например, две недели назад нами был найден довольно крупный торфяной пожар в Конаковском районе Тверской области. Вчера его проверили, обнаружили, что вообще никаких признаков работ по его тушению нет, то есть пожар как был, так и есть, а его граница расползлась на 160 метров.
"Вести ФМ": Виноваты в этих пожарах в основном люди?
Ярошенко: Из тех пожаров, которые мы проверяли, примерно две трети - это пожары, которые возникли в результате весенних палов сухой травы, которые возникают, естественно, по вине людей. И одна треть - это пожары, которые пережили зиму, сохранились с прошлого года. Но в прошлом году они тоже возникли по вине людей.
"Вести ФМ": Если бы были введены какие-то более жесткие меры ответственности за палы сухой травы, то сейчас не было бы столь удручающей картины?
Ярошенко: Я думаю, что главная проблема не в том, что у нас маленькая ответственность, а в том, что ответственность эта почти никогда не наступает. Дело в том, что сейчас некому охранять леса и торфяники от пожаров. Лесная охрана была уничтожена с введением нового Лесного кодекса. На бумаге она сейчас вроде бы как появилась, но людей этих нет в лесу, поскольку нет денег на существование лесной охраны, соответственно, леса и торфяники по-прежнему выглядят бесхозными и беспризорными.
"Вести ФМ": На что рассчитывать москвичам? Может быть, на дожди, которые пройдут и потушат торфяники?
Ярощенко: Потушить эти торфяники дожди уже не смогут, даже если они будут очень интенсивными. Такие пожары, понимаете, они даже зиму переживают, хотя там количество осадков, которые выпадают за зиму, оно несравнимо больше, чем в любой летний ливень. Так что дожди, конечно, могут притушить, могут сильно уменьшить выделение дыма - и это для Москвы было бы спасением, но затушить полностью они не могут. Потухнут теперь эти пожары либо со снегом, либо если будут брошены очень большие силы на борьбу с ними, на их тушение.