Картинка

Комментарии экспертов Оказать помощь гибнущим в воде людям - долг любого моряка

13 июля 2011, 13:14

Персоны

В районе крушения теплохода "Булгария" обнаружены тела 100 погибших. По данным МЧС, к спасательно-поисковым работам привлечены больше 1000 человек, в том числе около 200 водолазов. Поисковые работы продолжаются. В настоящее время обследовано около 70% помещений "Булгарии". Кто виноват в этой трагедии? И что нужно сделать, чтобы она не повторилась? С комментариями для "Вестей ФМ" - руководитель Центра морского права, главный научный сотрудник Института государства и права Василий Гуцуляк.

"Вести ФМ": Скажите, кто и за что отвечает? Насколько виновны капитаны судов, которые прошли мимо, не оказав пострадавшим помощи? Есть ли четкий регламент, как должны поступать в таких случаях моряки?

Гуцуляк: Ну, что касается юридических аспектов этой трагедии, я вижу их три. Ну, прежде всего, если мы говорим об ответственности, то, безусловно, есть полная ответственность капитана. Есть такой термин в английском языке - final responsibility, то есть вся ответственность за судно, что бы там ни происходило, лежит на капитане. Это во-первых. Во-вторых, кто выпустил судно в таком состоянии? Наверняка будут вопросы представителям Российского речного регистра, которые отвечают за технический надзор судов. И вот третий вопрос - это тот вопрос, безусловно, действий капитанов, которые прошли мимо, не остановились, не оказав помощи. Вот что касается третьего аспекта, то, безусловно, это достаточно серьезный момент. Дело в том, что их действия, а если точнее - бездействия, подпадают под статью 270 Уголовного кодекса - это неоказание помощи гибнущим на воде людям. И поэтому тут четко предусмотрена уголовная ответственность. Вот с юридической точки зрения - такие три аспекта трагедии.

"Вести ФМ": То есть вне зависимости от обстоятельств, от размера суда, от того, какая была погода, капитаны должны были остановиться и сделать все возможное, для того чтобы помочь людям?

Гуцуляк: Безусловно. Причем это норма не только российского, это норма международного права. Она зафиксирована в Конвенции по морскому праву, в частности, в Конвенции о спасании. И она таким образом перенесена в наше законодательство. Ну и потом - это долг любого моряка, любого речника, любого специалиста - оказать помощь гибнущим на воде людям.

"Вести ФМ": То есть все их слова не выдерживают критики в данном случае?

Гуцуляк: Безусловно. Но в любом случае, конечно, расследование покажет, если будут иметься обстоятельства, которые препятствовали оказанию помощи, безусловно, это будет учтено. Но сам факт того, что, как говорят очевидцы, суда проходили мимо, ужасает. Конечно, моряки так не поступают.

"Вести ФМ": А скажите, как должны были действовать члены команды в условиях, когда судно начинало тонуть?

Гуцуляк: Ну, на любом судне имеется обязательно внутренний регламентирующий документ, называется "Расписание по тревогам". И поэтому, безусловно, вот на случай всевозможных непредвиденных обстоятельств есть оперативное расписание, они должны были действовать. Там расписано с точностью до минут действия каждого члена экипажа. Все расписано. Ну, с другой стороны, нужно понимать, что это произошло очень стремительно - в течение 3 минут. Конечно, я думаю, что даже никто не успел ничего понять, что произошло. Но в любом случае, еще раз повторяю, даже в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта или, например, Устава службы на судах внутреннего водного транспорта, капитан покидает судно последним. Это не просто красивая формула. Заключается она в том, что он действительно должен обеспечить спасение экипажа и пассажиров, находящихся на борту, и только после этого покидать судно.

Полностью слушайте в аудиоверсии

Комментарии экспертов. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация