Комментарии экспертов Церкви жгли те, кто изучал в школе Закон Божий
Персоны
Евгений Бунимович в эфире программы "Выходные с Евгением Стаховским" прокомментировал преподавание в светских школах предмета "Основы православной культуры и этики".
Мне кажется, что проблема несколько сложнее. Всё, что было сказано, это правда, - и СПИД, и наркомания, и аборты. Но я хочу напомнить, что церкви в России после революции жгли те, у кого был обязательный Закон Божий в школе. То есть, не надо представлять себе, что всё то, что говорит кто-то, придя в класс, немедленно отражается в головах детей. Я не говорю о марксистах, там всё определяется экономикой. Но всё определяется ещё и психикой, менталитетом родителей, всего того круга людей, которые находятся вокруг этого.
Здесь нет единого решения, и, кстати говоря, нигде в мире его нет. В соседних странах, скажем, во Франции – там абсолютно отделено всё, что связано с религией, от школы. А, скажем, в соседней Германии, которая теперь в едином Евросоюзе находится с Францией, это вполне нормально: там идут преподавания различных религиозных, ну, не совсем религиозных, религиозной культуры, скажем так. И я думаю, что здесь просто надо быть очень осторожным. Здесь должен быть момент "не навреди". И в этой ситуации, во-первых, могу вам сказать, что в нынешней ситуации я не вижу, к сожалению, учебников, которые бы на самом деле находились на том уровне, о котором говорим мы, когда мы говорим о религиозной культуре.
Но это ещё не самое страшное. Гораздо серьёзнее, что у нас абсолютно нет преподавателей. И даже когда мы говорим, скажем, про математику, пусть человек не прошёл в университет, но он хотя бы представляет себе, он сам в школе сидел на уроке математики и понимает, о чём речь. То в данном случае нет ни только преподавателей, но нет и традиции преподавания. И это такая сложная история, которая вполне может превратиться в свою противоположность. И разделение детей – вещь очень опасная. Ведь приводят детей в школу одновременно, всех делят на 1"А" и 1"Б", и тут же через месяц начинается борьба "ашников" и "бэшников" до крови.
Представьте себе, что все будут расходиться на разные предметы, особенно в такой сложной области, как религиозная культура или светская этика. Вот здесь очень важно, чтобы этих плюсов было больше, чем минусов. Поэтому я считаю, что это очень нормативное указание - "пожалуйста, вводите". А что вводить? Кто будет всё это делать? Поймите – это, к сожалению, очень похоже на то, что у меня недавно приходили налоговики и сказали: "Давайте введём в школе курс, чтобы все платили налоги". Я говорю: "А вы уверены, что они не платят налоги, все люди в нашей стране, потому что они не знают, как это делать?. Я думаю, что по другим причинам". Так и здесь.
Это не должно быть нормативом, мы должны пробовать и смотреть. То, что подростковый возраст наиболее открыт к вопросам добра, зла, жизни, смерти и всего остального, я по своему учительскому опыту прекрасно понимаю. Но именно поэтому это не должно быть прямо в лоб, это надо искать форумы, форматы. Это очень трудный и очень деликатный вопрос, который легче всего решить нормативно, включить там два часа. И понимаете, с первого по шестой урок у нас будет одно, а на седьмом уроке мы вдруг начнём всех учить духовности. Так не бывает, особенно у подростков.