Комментарии экспертов Освобожденные террористы представляют реальную угрозу
Персоны
Израильский капрал Гилад Шалит обрел свободу и вернулся на родину. Это официально подтвердили власти Израиля. В обмен на Шалита из израильских тюрем сегодня освободили почти полтысячи палестинских заключенных. Еще столько же будет отпущено в ближайшие два месяца. Свое мнение по поводу освобождения израильского капрала высказал политический обозреватель Максим Привалов.
Обмен пленного капрала израильской армии Гилада Шалита на тысячу с лишним палестинцев, отбывающих наказание в тюрьмах Израиля, по праву занимает первые полосы газет во всем мире. Во-первых, сенсационные параметры обмена. Во-вторых, очевидна значимость этой сделки для ближайших перспектив Ближнего Востока – а это одна из самых чувствительных зон на сегодняшнем глобусе.
В-третьих, хотят этого участники сделки или не хотят, но поскольку в ходе обмена на свободу выйдет не одна сотня террористов, на руках которых кровь гражданских лиц, то на глазах всего мира создается пусть не первый, но необычайно броский прецедент. Прецедент того, как щедро окупаются теракты, и он неизбежно скажется на жизни многих стран, так или иначе атакуемых террористами, в том числе, весьма вероятно, и на России.
Сначала позвольте напомнить факты. Капрал Шалит был похищен пять лет назад во время нападения палестинских боевиков на территорию Израиля. В обмен на жизнь парня похитители потребовали, чтобы израильские власти освободили из тюрем тысячу палестинских заключенных. При посредничестве Египта и Германии начались переговоры. Шли они трудно, прерывались, возобновлялись и, наконец, завершились. Стороны согласились вот на какую процедуру: сначала Израиль передает Египту 477 палестинцев из своих тюрем, затем ХАМАС тоже через Египет отдает пленного капрала. А через два месяца Израиль освободит еще 550 арестантов. Всего, таким образом, получается обмен одного человека на 1027 человек.
Около 280 из них – террористы, приговоренные к пожизненному заключению за смерть мирных граждан. Журналисты подсчитали, что на этих людях более 600 трупов. Президент Израиля Шимон Перес заявил: "Мы амнистируем их, а не прощаем". Но, боюсь, отпускаемые боевики не вполне осознают эту разницу.
Коэффициент обмена шокирует сам по себе. Прежде Израиль менял своих пленных солдат и даже тела своих убитых солдат на заключенных тюрем. Но прежде он не бывал так безоглядно щедр. А это чрезвычайно важно вот почему, одним из условий освобождения палестинских заключенных и раньше бывал, и на этот раз остался их отказ от террора. Но статистика прежних лет показывает, что как минимум половина боевиков, освобождавшихся при ранее заключенных соглашениях, к террору вернулись. Поэтому несколько сот матерых террористов, выходящих на свободу после курса обмена опытом в тюремных "университетах" представят более чем реальную угрозу для спокойствия израильских городов.