Комментарии экспертов Решение об ограничении дееспособности не должен принимать сотрудник полиции
Персоны
Мы продолжаем говорить о безопасности дорожного движения и необходимости более жесткого контроля за состоянием здоровья человека за рулем. Обратим внимание на инициативу подмосковной ГАИ. Она уже оформлена документально и внесена для обсуждения в Мособлдуму. Кстати, если тамошние депутаты одобрят изменения, то разговор уже состоится на площадке Госдумы. Речь вот о чем. Автоинспекция предлагает открыть для своих сотрудников все данные на действующих и потенциальных водителей, которые лечатся или просто наблюдаются у наркологов по поводу алкогольной или наркотической зависимости. А как же права человека? А не приведет ли это к росту коррупции? И давлению на водителей? Ответы на эти вопросы радио "Вести ФМ" дал эксперт Московского бюро по правам человека, кандидат юридических наук Борис Пантелеев.
"Вести ФМ": Борис Николаевич, знаю, что уже несколько минут вы слушаете эфир, что скажете, какое ваше резюме?
Пантелеев: Я уверен, что если этот законопроект будет вынесен на общественные слушания, то он не пройдет проверку на коррупцию, поскольку слишком много здесь полномочий присваивает себе полиция. В том смысле, что эта процедура уже давно урегулирована действующим законодательством, в частности, 30 статьей Гражданского кодекса, поскольку по существу в данном случае речь идет об ограничении дееспособности гражданина.
И всем известно, как этот вопрос решается. Здесь должно быть представление прокурору, заинтересованная сторона выступает, а решение об ограничении дееспособности принимается исключительно в судебном порядке. И такой порядок существует, он редко реализуется на практике из-за того, что система сбора информации, система взаимодействий между ведомствами нарушена сейчас.
Но это не значит, что нужно упрощать установленный федеральным законом порядок и сводить его до уровня решения полицейского на месте, на дороге. Как они говорят: более внимательно отнестись к ситуации с человеком с плохой репутацией.
"Вести ФМ": Борис Николаевич, а если посмотреть в корень проблемы, здесь есть элемент нарушения прав человека? Да, он лечится от алкогольной зависимости. Может быть, он сам себя ограничивает и не садится за руль, пока не вылечится, и тут много других может быть доводов. Вы видите здесь прямое нарушение прав человека или нет?
Пантелеев: Да, я вижу здесь понижение статуса охраны фундаментального права человека по сравнению с тем, что есть сегодня. Упрощение этой процедуры означает нарушение прав человека.
Полностью слушайте в аудиоверсии.