Комментарии экспертов Жизненно важные лекарства могут исчезнуть из аптек
Персоны
Цены на жизненно важные лекарства в следующем году не изменятся. Эксперты опасаются, что препараты из-за этого исчезнут из аптек. Федеральная служба по тарифам отказала всем расположенным в России производителям жизненно важных лекарств в регистрации новых цен на них. Компаниям не разрешили повысить цены в следующем году даже на уровень инфляции. Производители говорят, что затраты на производство возросли, из-за чего российским фармацевтическим компаниям станет невыгодно выпускать жизненно важные препараты. Иностранные же могут отказаться от идеи локализации своих производств. С комментариями для "Вестей ФМ" - независимый эксперт фармацевтического рынка Давид Мелик-Гусейнов.
"Вести ФМ": Давид, жизненно важные лекарства могут исчезнуть или производители просто сгущают краски, желая побольше заработать?
Мелик-Гусейнов: Ну, я скажу, что риск есть, что препараты, которые сегодня не прошли регистрацию цен, они исчезнут из аптек, может быть, на время, а может быть, некоторые навсегда. Скорее всего, большая часть их исчезнет на время. Самая большая проблема будет для потребителя, который придет в аптеку и эти препараты не найдет в свободной продаже. Аптека вынуждена будет с 1 января, если компании не проведут перерегистрацию в указанные сроки, эту продукцию перенести в карантинную зону и наложить запрет на реализацию этих товарных позиций.
"Вести ФМ": А кто же виноват? Речь идет о неповоротливости самого механизма регистрации или компании здесь "мутят воду"?
Мелик-Гусейнов: Для фармацевтических компаний фармацевтический рынок является рынком сбыта, то есть понятно, что фармкомпании хотят зарабатывать деньги, работая на этом рынке. Для регулятора - это социальная отрасль. Регулятор хочет меньше тратить и определять некую социальную ответственность самого себя за лекарственные обращения, поэтому регулятор видит в рынке систему распределения, а не рынок, где можно зарабатывать деньги. И вот здесь сталкиваются два интереса. С одной стороны - бизнес-интерес, с другой стороны - социальный интерес. Мы получаем, что в итоге и та и другая сторона имеют определенные проблемы в этом диалоге. Я скажу здесь прямо и без каких-либо подковерных идей: фармкомпании, работающие сегодня на российском рынке, зарабатывают не так много. Вот те тезисы, что крутятся многомиллиардные сверхприбыли - это ошибочные тезисы. Да, в глобальной фармацевтике, у мировой фармацевтике, действительно, есть сверхприбыль, но если мы говорим про российские компании, то они, в основном, работают с устаревшими дженериковыми портфелями, рентабельность от которых составляет примерно 25-30%. Понятно, в режиме нестабильной экономики, в режиме нестабильного курса рубля, в режиме достаточно большой инфляции вот этой рентабельности не хватает на то, чтобы запускать новые технологии, переоборудоваться, запускать новые препараты и так далее. Поэтому, если мы еще снижаем эту рентабельность, то нужно попрощаться с какими-то инновациями, с модернизацией устаревших фармацевтических производств. Кстати, отмечу, что в 2014 году все фармацевтические компании, работающие на российском рынке и имеющие здесь свои производственные площадки, должны перейти на стандарты GMP, стандарты качества производства. Вот эти стандарты финансируются из собственных средств фармацевтических компаний, то есть компания отбивает эти инвестиции, продавая лекарства и увеличивая цены на эти лекарства. То есть, если сейчас не дать возможность хотя бы индексировать стоимость этой продукции на коэффициент инфляции, то фармкомпании, я думаю, будут испытывать громадные сложности с перевооружением своих производственных фондов.
Полностью слушайте в аудиоверсии.