Комментарии экспертов Торговые центры – это "засада" для окружающей дороги
Персоны
Правительственные чиновники предлагают обязать девелоперов строить за свой счет подъездные дороги, а также полосы разгона и торможения у торговых центров. Осилят ли это девелоперы, и решит ли это проблему пробок? "Вести ФМ" обсудили это с генеральным директором исследовательского агентства "Инфраньюс" Алексеем Безбородовым.
"Вести ФМ": Как вы оцениваете эту инициативу?
Безбородов: Это попытка найти выход, но это очередное мелкое решение, которое, по идее, может разгрузить самые больные точки. Хотя уже есть места, где все построено, и изменить что-либо уже невозможно.
"Вести ФМ": А насколько это будет обременительно для бизнеса?
Безбородов: Я думаю, в зависимости от стоимости проекта: если большая развязка, или уже действующему торговому центру построить развязочку или дополнительные путепроводы или что-то дополнительно, то это будет дороговато - 10-15% от стоимости проекта. Если в процессе строительства все это делать, то, я думаю, это обойдется девелоперу не больше 1,5%.
"Вести ФМ": То есть вы думаете, бизнес это легко потянет?
Безбородов: Насчет "легко" - капризы, всякие "умничания" будут, но это объективная ситуация, объективное требование сегодняшнего дня. Этого даже не власти требуют, этого требуют все, и те, кто в том числе будет пользоваться этими объектами. Это просто будет более доходный объект, в случае если туда будет удобнее приезжать на машине. Точка!
"Вести ФМ": А насколько это, на ваш взгляд, справедливо? Ведь таким образом можно еще чем-нибудь нагрузить, например, чтобы поликлинику построили или школу рядом?
Безбородов: Нет, вы понимаете, в чем дело: школа или поликлиника - это, конечно, здорово бы было с точки зрения социальной политики, но мы же понимаем, что, например, на Юго-Западе 5 или 6 торговых центров за последнее время построили, на углу Третьего транспортного кольца и улицы Орджоникидзе всем известная компания построила огромнейший центр, но там невозможно ни по выходным, ни в будние дни ни проехать, ни пройти! И из-за этого значительная часть людей, которая туда стремится, идет либо пешком, либо не едет туда в принципе. И от этого они теряют! Если бы они заранее все просчитали, возможно, они бы обеспечили больший доход и большую проходимость своему торговому центру.
"Вести ФМ": Но, может быть, это вообще неудачно выбранное место для строительства торгового центра, и дело тут не в том, что забыли построить полосу разгона?
Безбородов: У нас каждое второе место неудачно с точки зрения перспектив развития в данной точке транспортного движения. У нас любой торговый центр, который появляется, я уж не говорю про "Европейский", который стал притчей во языцех, - это всегда "засада" для окружающей дороги. Это однозначная "засада"! Поэтому девелопер изначально должен был думать! То, что они не думали раньше и минимизировали свои расходы, это, конечно, замечательно с точки зрения бизнес-проекта, но с точки зрения перспектив развития и последующей капитализации данного объекта или последующей его продажи, очень неперспективно и близоруко не строить нужные дороги.
Полностью слушайте в аудиоверсии.