Комментарии экспертов Основная ответственность за ЧП на "Кольской" лежит на капитане
Персоны
Платформу "Кольская" со дна Охотского моря поднять невозможно. Не доберутся до нее и водолазы - слишком глубоко. Поиски людей с затонувшей платформы в Охотском море не прекращаются. Следователи сейчас выясняют причины ЧП. С комментариями для "Вестей ФМ" - эксперт Центра морского права Василий Гуцуляк.
"Вести ФМ": Кто должен по закону ответить за ЧП, как вы считаете?
Гуцуляк: Дело в том, что, в соответствии с нормами международного морского права, всегда ответственность за такого рода исход, событие, трагедию, если угодно, несет, безусловно, капитан судна.
"Вести ФМ": То есть именно он принял решение транспортировать платформу в такой сильный шторм, что, возможно, по одной из версий, стало причиной трагедии, и он несет ответственность?
Гуцуляк: Действительно, если мы говорим о том, кто является лицом, ответственным за такого рода события, то это только капитан. Другое дело, что капитан, с одной стороны, является и представителем государства, но в то же время, не забывайте, что он является представителем судовладельца. И притом понятно, что судовладелец тоже отдает определенные указания, связанные с деятельностью платформы, в том числе буксировщика. Поэтому его указания для капитана тоже обязательны. Поэтому когда уже будет речь идти о лицах, которые виновны в этой трагедии, разумеется, капитаном все не ограничится. Но еще раз повторяю, основная ответственность лежит всегда на капитане.
"Вести ФМ": А какова может быть ответственность собственника по закону? Что грозит? Какой-то штраф или еще что-то?
Гуцуляк: Нет. Дело в том, что опять-таки он тоже может быть при определенных обстоятельствах привлечен, в том числе и к уголовной ответственности. Хотя понятно, что сделать это будет достаточно сложно. Тем не менее, статья 263 касается соблюдения безопасности, в том числе на морских судах. И если будут найдены доказательства того, что есть и другие лица, причастные к этому в данном случае преступлению, то на них тоже ложится такая же ответственность. Причем часть 3 этой статьи предусматривает максимальное наказание, поскольку речь идет о гибели двух и более человек. Максимальное наказание - лишение свободы до 7 лет.
"Вести ФМ": А погибшим и пострадавшим положены какие-то компенсации?
Гуцуляк: Безусловно, такие компенсации полагаются. Более того, в данном случае буксируемый объект являлся плавучей буровой установкой: нельзя забывать, что плавучая буровая установка - это довольно сложное инженерное сооружение. Но самое главное заключается в том, что её постройка, её оборудование очень жестко регламентированы нормами международного морского права, в частности Кодекса постройки и оборудования плавучих буровых установок 2009 года. Поэтому все там жестко регламентировано, в том числе и ответственность.
Полностью слушайте в аудиоверсии.