Комментарии экспертов В России может появиться стратегический нефтяной запас
Персоны
В России может появиться стратегический нефтяной запас. Чиновники Минэнерго изучают возможность создания специальных хранилищ. Туда закачают 15 миллионов тонн нефти. Это приблизительно 3 процента всего добытого за год в стране "черного золота". Для сравнения, Соединенные Штаты хранят более 10 миллионов тонн нефти. А для чего нам нужны запасы энергоресурсов? На этот вопрос "Вестям ФМ" ответил президент Института энергетики и финансов Владимир Фейгин.
"Вести ФМ": Владимир Исаакович, на ваш взгляд, для чего нужен такой резерв? На мировые цены мы вряд ли сможем влиять, всего лишь 15 миллионов тонн?
Фейгин: Да, у нас такая концепция или такое видение, что мы не должны отвечать за весь рынок. И не наша это роль ни доминировать на нем, ни быть таким уж определяющим фактором. У нас есть собственные интересы, но они могут касаться и внутреннего рынка, потому что на внутреннем рынке в прошлом году возникало напряжение, связанное с нефтепродуктами.
Но если у вас есть оперативный резерв, который вы можете направить и свободной мощности заводов, то вы тоже можете влиять на эти процессы, обеспечивая избыток, может быть даже предложения, в период, когда напряжение в поставках и цены меняются.
"Вести ФМ": То есть это даже может помочь каким-то образом заработать на этом резерве?
Фейгин: Это вопрос надежности, вопрос гарантированности, вопрос того, что на рынке не возникает нехватка. Это даже не вопрос заработать. Это вопрос того, чтобы более устойчивым был рынок, рынок поставок нефтепродуктов. Это одна из сторон дела.
Другой вопрос, конечно, это в каком-то смысле возможность заработать. Потому что рынки неустойчивы международные. Наличие резерва позволяет тоже стабилизировать поставки и в определенной мере влиять на баланс предложений на мировом рынке, то есть когда возникает ресурс стабилизации, участники рынка начинают к этому более серьезно относиться.
Они понимают, что их мелкие интрижки чисто спекулятивного фактора игры могут встретиться с большими контриграми. Когда в прошлом году МЭА заявила: вот, мы сейчас их пустим в ход. Пустили, в какой мере, но это важно. Ведь что является основным фактором определения цен сейчас – это то, что происходит с американскими запасами.