Комментарии экспертов ФМС будет бороться с "резиновыми квартирами"
Персоны
Лишать прописки через суд – такими полномочиями необходимо наделить Федеральную миграционную службу, считает глава ведомства Константин Ромодановский. По его словам, такая мера поможет бороться с так называемыми "резиновыми" квартирами, куда прописывается по 200 человек. Ромодановский считает, что если человек не появляется в квартире 90 дней, то ФМС должна получить право выписать его через суд. "Вести ФМ" обсудили эту тему с руководителем юридического центра МГСК Илья Иксанов.
"Вести ФМ": Илья, как вам такая инициатива?
Иксанов: Я одобряю эту инициативу, прежде всего, потому, что уже довольно давно ведомство рассматривает указанную проблему, которая в первую очередь состоит в том, что реального законного механизма запретить прописывать по 200, по 500 человек в "резиновую" квартиру нет.
Если собственник согласен, ничего с этим сделать нельзя. В настоящее время действующее жилищное законодательство, действующее постановление правительства 713 в редакции на октябрь 2011 года устанавливают возможность человека зарегистрироваться в указанную квартиру и никакого препятствия нет. И та инициатива, которую проявляет миграционная служба, в служебном порядке такие квартиры прикрывать, очень разумная.
"Вести ФМ": Илья, а как будет работать этот механизм с юридической точки зрения? Вот, ФМС говорит, что если человек не появляется в квартире 90 дней, то через суд его будут выписывать из этой квартиры. А кто будет проверять? Кто будет считать эти 90 дней? Как это можно сделать?
Иксанов: Местопребывания предполагает, что человек там постоянно проживает, то есть, допустим, то же постановление устанавливает, что у нас санаторий, дом отдыха и так далее. Здесь все четко: человек приехал, зарегистрировался, сколько он дней находится, соответственно, … при необходимости регистрации.
В случае, если речь идет о "резиновой" квартире, то после того, как человек зарегистрировался, он получает документ – подтверждение того, что в течение года он может находиться на территории, допустим, города Москвы. Но у него должно быть подтверждение того, что он проживает в этой квартире.
В регистрационную службу приходит очередной клиент на такую квартиру, в которой он, соответственно, зарегистрировался, но проживать там не собирается. Соответственно, миграционная служба должна собрать доказательную базу, то есть зафиксировать факт его отсутствия там.
"Вести ФМ": А как его зафиксировать?
Иксанов: Здесь уже вопрос технический.
"Вести ФМ": То есть они должны будут приходить в квартиру, вторгаться в частную собственность, смотреть по углам, где этот человек находится, вызывать его, смотреть на него, направляя лампу в глаза, чтобы убедиться, что это именно тот человек. Иначе как это проконтролировать?
Иксанов: Я думаю, что это можно установить путем того же допроса свидетелей. Допустим, он зарегистрировался, прошло 90 дней плюс один, и на 92-й идет повестка в суд о том, чтобы прекратить такую регистрацию. Соответственно, человека вызывают в суд. И если он является, его под присягой спрашивают: проживаешь или не проживаешь?
"Вести ФМ": А он говорит: "Проживаю!"
Иксанов: А это уже, извините, уголовный состав. Здесь уже совсем другая песня. Думаю, что не каждый возьмет на себя ответственность сказать, что он проживает в квартире, где по факту он не проживает.