Комментарии экспертов Московское метро превратится в акционерное общество
Персоны
Столичный метрополитен акционируют, чтобы привлечь к его развитию внебюджетные средства. Такая позиция содержится в проекте стратегии социально-экономического развития Москвы до 2025 года в разделе "О развитии городского транспорта". Найти документ можно на сайте экономического департамента правительства Москвы. С комментариями для "Вестей ФМ" - Владимир Свириденков, эксперт межрегиональной общественной организации "Город и транспорт".
"Вести ФМ": Первый вопрос, который возникает у москвичей: что будет с ценами на проезд в метро, если его акционируют?
Свириденков: Вы знаете, вопрос ценообразования и тарифов на проезд никак не зависит от организационно-правовой формы, в которой существует или будет существовать Московский метрополитен. Как мы знаем, сейчас это ГУП (государственное унитарное предприятие), и предполагается, что он приобретет форму акционерного общества, 100% акций которого будут принадлежать городу Москве.
"Вести ФМ": Тогда объясняйте, чем форма акционирования лучше?
Свириденков: В данном случае, согласно Гражданско-правовому кодексу, государственное унитарное предприятие - это организация, которая управляет каким-то имуществом, но не владеет им, то есть сейчас вся инфраструктура находится в собственности города Москвы. В случае акционерного общества такого ограничения нет, и по этой причине метрополитен как юридическое лицо сможет привлекать инвестиции, в том числе, например, брать кредиты по более низким ставкам, чем это возможно сейчас, в силу того, что будет обладать гораздо большим имуществом, и банки, конечно, в такой ситуации будут заинтересованы в кредитовании по льготным условиям. Возможны другие способы внебюджетного финансирования.
"Вести ФМ": А мы, пассажиры метро, заметим, что подземка акционирована? Или это вообще никак не отразится на пассажирах?
Свириденков: На самом деле, здесь все зависит от того, какой механизм будет проработан и как это все будет реализовано. Но в целом, как мне кажется, изменения будут, скорее в положительную сторону в силу того, что облегчится доступ к источникам внебюджетного финансирования. Кроме того, сейчас, например, тарифы на проезд утверждаются не метрополитеном, а региональной энергетической комиссией. Если правительство Москвы пойдет по тому пути, который сейчас наиболее распространен в наиболее крупных западных мегаполисах, то там город осуществляет заказ перевозки у какого-то оператора и оплачивает этому оператору перевозочные работы. Оператор в таком случае работает с прибылью, а вся выручка, которая собирается за проезд, идет не оператору, а непосредственно городу, и таким образом городская администрация управляет транспортной системой. Если подобный механизм будет применен в Москве, а сейчас все предпосылки к этому есть, то есть предполагается организация единого оператора, который будет осуществлять сбор выручки как в метрополитене, так и на наземном транспорте, то, в целом, такая система экономических взаимоотношений между городом и операторами транспортных услуг будет более сбалансированной.
"Вести ФМ": В принципе вы даете позитивную оценку. Что-то вас смущает, какие-то минусы видите?
Свириденков: Здесь, еще раз повторюсь, все зависит от того, как это будет организовано, как будет все это прописано юридически, потому что, конечно, подводных камней очень много, и необходимо все тщательно продумать для того, чтобы избежать каких-то негативных последствий.
Полностью слушайте в аудиоверсии.