Комментарии экспертов Поезда с автопилотом широко используются в метрополитенах мира
Персоны
Первые 20 поездов, оборудованных системой автопилота, закупил Московский метрополитен. Об этом сообщили в департаменте транспорта столицы. В планах приобретение еще 80 таких составов. На каких ветках метро запустят первые поезда с автоматикой вместо машиниста, пока не говорится, но известно, что нужна подготовительная работа в тоннелях. Подробности "Вестям ФМ" рассказал Владимир Свириденков – эксперт межрегиональной общественной организации "Город и транспорт".
"Вести ФМ": Владимир, метрополитен – вид транспорта повышенной опасности. Можно ли уж совсем довериться автомату без присутствия человека, который все-таки знает, как действовать в нештатной ситуации?
Свириденков: Вы знаете, во всех системах автоматизированного движения метрополитена, которые присутствуют в мире, даже где в составах отсутствует вообще кабина машиниста, и пассажиры из салона могут смотреть вперед, всё равно в составе присутствует человек, который именно в случаях возникновения какого-то ЧП берет на себя управление поездом, организовывает эвакуацию пассажиров и проводит необходимые процедуры.
"Вести ФМ": То есть какой-то пульт для ручного управления есть?
Свириденков: Да, присутствует. Ситуации могут быть самые разные. Вот, вы помните, несколько лет назад в процессе проведения работ на поверхности в тоннель метрополитена была забита свая. Конечно же, никогда невозможно запрограммировать автоматику для учёта всех возможных ситуаций, в том числе такого экстраординарного ЧП, которое случилось тогда в Москве.
"Вести ФМ": Владимир, скажите, по вашему опыту, в Европе, в других странах начали пользоваться поездами с автопилотом, и как себя зарекомендовала практика?
Свириденков: Да. Система автоведения уже достаточно широко присутствует в метрополитенах разных городов мира, как в Европе, так и в Азии. Зарекомендовала себя действительно очень хорошо, потому что удаётся увеличить плотность движения поездов, увеличить интенсивность, и этим самым обеспечить большую провозную способность.
Уменьшается влияние человеческого фактора, каких-то ошибок, которые может допустить человек при управлении поездом. И нынешнее развитие информационных технологий и элементная база позволяет именно для штатной корректной работы обеспечить все функции машиниста, даже лучше, чем это делает живой человек.
Но, еще раз повторю, что именно для работы в случае экстраординарных ситуаций наличие человека всё равно необходимо. И во время штатной работы зачастую этот человек, который присутствует в составе, обычно помогает пассажирам, может быть, пожилым людям или инвалидам. Такие вагоны, как правило, оборудованы сквозным проходом вдоль всего состава, и в случае возникновения ЧП персонал всегда может быстро добраться до пульта управления и производить то, что предписано по инструкции.