Картинка

Комментарии экспертов Космос для России – вопрос престижа страны

27 августа 2012, 16:21

Персоны

В чём причины последних космических неудач? Что ждёт российскую космическую отрасль? Об этом и многом другом "Вестям ФМ" рассказал заместитель председателя российского правительства Дмитрий Рогозин.

"Вести ФМ": Вопрос, с которого я предлагаю начать, - это российская космическая отрасль. Послевкусие от последних неудач - пренеприятное. Расскажите нам, пожалуйста, о выводах ваших личных и правительства в целом после серии последних неудачных космических запусков.

Рогозин: Ну, вы совершенно правы. Потому что, действительно, космос для России, для нашего народа - это не какая-то отвлечённая отрасль экономики или промышленности, это вопрос престижа страны. Мы всегда очень болезненно реагируем на всё, что происходит в космосе. Раньше следили за соревнованием между Советским Союзом и Соединёнными Штатами Америки в космической сфере. И, конечно, когда американцы вдруг передают снимки с Марса, а мы переживаем очередной неудачный пуск, то тут не удержишься, тут и в "Твиттере" даже иногда напишешь какую-нибудь... Хотя, скажу так: надо быть объективным. Что происходит? У нас за последние полтора года было 7 аварий, из них 5 аварий было в основном связано с Центром Хруничева, причём 3 аварии пришлись на разгонный блок "Бриз". Это не новая система, она уже эксплуатируется у нас многие годы, и когда мы говорим о том, что происходит сбой системы, достаточно давно проверенной, испытанной и считавшейся надёжной, то это означает только одно - речь идёт не о каких-то заложенных в ней недостатках, технологических и научных, а речь идёт, видимо, о падении дисциплины изготовления этих блоков.

"Вести ФМ": То есть человеческий фактор всё-таки.

Рогозин: Конечно, человеческий фактор. Что-то недоглядели, что-то недоложили. Видимо, руки, может быть, уже отвыкли работать слаженно. Нет отлаженной системы контроля качества. Вот, скажем, раньше в Советском Союзе очень много внимания уделялось созданию системы контроля качества уже конечной продукции. Сегодня мы переходим на другие станки. Центр Хруничева я посетил еще весной, огромное предприятие в центре Москвы - 125 гектаров. Представляете, что это такое? Там рейсовый автобус ходит цеха до цеха. Так вот уже появляется новое оборудование, оно закупается. Высокотехнологичное. Тогда возникает вопрос: а надо ли контролировать по-прежнему конечный продукт или на самом деле гораздо более важным становится создание системы контроля качества технологии? То есть технология сама по себе качественная: станок - он станок, робот - он робот, главное, чтобы не было сбоя в самой технологии производства. Тогда, если технология будет работать стабильно, так, как ей предписано работать, то и на выходе мы будем получать качественный продукт. Это первое. Второе. Не хочу никого там отмазывать, но, в общем-то, все те сбои, которые мы сейчас имеем, они в основном у нас связаны с оборудованием, техникой, которая была произведена пару-тройку лет тому назад. И здесь "иных уж нет, а те далече": многих виноватых, виновных, кому был смысл предъявить претензии, их уже и не найдёшь, тем не менее, мы всё равно требуем совершенно иного подхода к формированию самой технологии работы в космической отрасли. Именно поэтому было принято решение спросить с руководителя Центра Хруничева.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Комментарии экспертов. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация