Комментарии экспертов Борьба с пьянством за рулем неэффективна без реформы ГИБДД
Персоны
Конфискация автомобиля, пожизненное лишение прав и даже длительное тюремное заключение - Госдума планирует ужесточить наказание за езду в пьяном виде. На связи со студией "Вестей ФМ" председатель движения "Автомобилисты России" Виктор Похмелкин.
"Вести ФМ": Целый вал мер посыпался за последние дни - ужесточить до ста тысяч рублей ответственность и даже до пожизненного заключения, если действия пьяного водителя привели к аварии, рейд объявлен в Москве, реальная борьба началась, надолго ли ее хватит, как думаете?
Похмелкин: Да нет, конечно, очередная кампанейщина, реакция достаточно истеричная на последние трагические события - аварии, которые произошли. К сожалению, как не было внятной и последовательной государственной политики в этой сфере, так ее и нет до сих пор. Кроме того, один из самых главных вопросов, на который постоянно обращают внимание и о который разбиваются все другие меры, так и не поставлен в повестку дня, я имею в виду реформу системы ГИБДД, дорожной полиции нашей. Потому что пока она остается в прежнем виде, можно как угодно ужесточать наказание, тем самым фактически только расширяет их возможности для получения взяток и произвола.
"Вести ФМ": Реформа - это что? Давайте своими именами вещи назовем - всех разогнать и набрать новых? У нас идет реформа МВД, прошла переаттестация...
Похмелкин: Ну и что мы видели после этой реформы, что изменилось в деятельности ГИБДД?! Самое главное - это переориентация ее, совершенно иные целевые показатели. Хватит требовать с ГИБДД протоколов и так далее, надо поставить четкую задачу - вы патрулируете определенные участки, вы отвечаете за аварийность и за смертность на этих участках. Чем она выше, тем хуже у вас ситуация, вплоть до увольнения, чем она лучше, тем больше получаете зарплату, вплоть до премиальных, и очень больших. В ряде регионов такие эксперименты были и дали очень хорошие результаты.
"Вести ФМ": мы говорили с Михаилом Пашкиным, председателем координационного совета профсоюзов сотрудников милиции Москвы, так вот он сказал, что после ДТП на Минской улице во всех округах было объявлено: "Уважаемые сотрудники ГИБДД, пожалуйста, в сутки 10 пьяных водителей - вынь да положь!" То есть опять это палочная система...
Похмелкин: Конечно, о чем и речь. Ну, вот выявили в эти сутки 10 пьяных водителей, а что, следующие уже можно не контролировать?! То есть это сугубо чиновничий в самом худшем смысле слова подход, когда интересует не результат, не человеческие жизни, не безопасность дорожного движения, а в лучшем случае показатели, в худшем - наличные деньги, которые делятся между всеми, кто контролирует дорожное движение.
"Вести ФМ": Трудно спорить про реформы МВД. Это одно направление, должен быть комплекс мер, а надо ли ужесточат ответственность для водителей, поднимать до ста тысяч рублей, как говорят депутаты, или даже пожизненное вводить?
Похмелкин: Вы знаете, ужесточать можно для самоуспокоения, чтобы в конце концов этот аргумент отпал, но я абсолютно убежден, что само по себе ужесточение ничего не даст. И вот почему: для подавляющего большинства нормальный людей, которые садятся за руль, в том числе и нетрезвыми, и 9 лет лишения свободы, это сегодня максимальная мера, которая может быть назначена, это очень большой срок. А для отморозков типа того, кто совершил преступление на Минской улице... Он ведь не думал, 9 или 20 лет, - ему все равно. Самое печальное, что жестокое наказание не останавливает самых опасных преступников, иначе все было давным-давно решено с преступностью.