Авторские материалы Олег Ефремов жил театром
Персоны
Сегодня 85 лет исполнилось бы Олегу Ефремову, основателю театра "Современник", который почти 30 лет руководил Московским Художественным театром. Об уроках Ефремова, по-прежнему актуальных, расскажет культурный обозреватель "Вестей ФМ" Григорий Заславский.
В чем они, уроки Ефремова? Ну, помимо обаяния. Он был, конечно, выдающимся актером. Помню, знакомая молодая актриса, француженка Камий Кайоль, она училась в Школе-студии МХАТ, рассказывала, как заскочила в лифт, где уже стоял незнакомый ей и сильно немолодой мужчина, и она рассказывала потом, обаяние он излучал такое, что если бы позвал - пошла бы за ним хоть на край света.
Достаточно посмотреть на него в "Берегись автомобиля" или в фильме "Король-олень". Когда вышел фильм "Три тополя на Плющихе", все, кто посмотрел его, ни секунды не сомневались, что это все - настоящие чувства, и Татьяна Доронина страдает не по шоферу - это она в Олега Николаевича влюблена, и последовавший потом трагический раздел МХАТа кое-кто пытался интерпретировать как такие вот последствия личной размолвки.
Ефремов был настоящим шестидесятником, то есть для него какие-то общественные идеалы были не менее, а может и важнее театра, а в театре он чувствовал всегда беспокойство, он постоянно ощущал его кризис и все время думал о театральных реформах, что сделать, чтобы не потерять живое дело, чтобы жизнь не ушла со сцены. Потому в его прощальных "Трех сестрах" главные сцены были связаны с мучительным ощущением истечения жизни, неизбежности смерти и желания, безумного желания жить и после физического ухода. Это поразительно почувствовал и сыграл Виктор Гвоздицкий, он играл Тузенбаха.
Даже в неудачных его спектаклях билась мысль. Достаточно вспомнить, как он сам сыграл Годунова в трагедии Пушкина. Спектакль стал реквиемом по СССР, а в игре Ефремова читалась беспомощность и трагедия Михаила Сергеевича Горбачева. Когда Ефремов уходил из им же созданного "Современника", вслед ему недобро шутили: запомни, потом в энциклопедиях напишут, что Ефремов - создатель театра "Современник" последние годы руководил МХАТом.
Нет, это не так. МХАТ он сумел поставить дыбом. Под его защитой ставили опальные и полуопальные Гинкас, Васильев, Виктюк, он собрал труппу, равной которой не сыщешь: Олег Борисов, Смоктуновский, Калягин, Вертинская, Любшин, Попов, Невинный. А еще Ефремов в театре умел быть искренним, даже простодушным - как в стихах Володина - драматурга, которого он любил и приветил еще в пору "Современника".
Невозможно представить, что бы он делал в театре сегодня. Может, студию какую-нибудь придумал, ушел в нее. Так ушел с Таганки и Любимов, хотя он и старше Ефремова на целых десять лет. Но сложа руки Ефремов точно бы не сидел.