Авторские материалы Работа в театре может быть опасной
Персоны
В Перми скончалась режиссер Ольга Эннс, которая две недели назад получила тяжелую травму во время репетиции в театре - она упала в оркестровую яму. В связи с этой трагической историей обозреватель "Вестей ФМ" Анна Кочарова задумалась о том, насколько травмоопасной может быть работа в театре для актеров и режиссеров.
Опера Прокофьева "Война и мир" начинается со знаменитой сцены у балкона, когда князь Болконский становится невольным свидетелем разговора Наташи Ростовой и ее кузины Сони. В постановке музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко режиссер Алексадр Титель решил этот эпизод весьма эффектно: певцы стоят на подставках, укрепленных довольно высоко над сценой. На этих импровизированных балконах нет ограждений, и достигается главное - эффект парения в воздухе. Но зритель невольно начинает думать о том, каково в этот момент исполнителям. Они, конечно же, в полной безопасности: сзади есть специальные крепежи, которые не видны зрителям. Однако исполнительница партии Наташи, певица Наталья Петрожицкая признается: все равно страшновато. Ведь с напарницей по сцене Ларисой Андреевой им виден пол оркестровой ямы, рассказывает Петрожицкая.
"Мы уже с ней придумали свой способ. Вы можете увидеть на следующем спектакле: на ее правой руке у нее завязана красивая шелковая розовая ленточка, где у нас припрятана ватка с ношатырем. И когда Ларисе становится плохо, она проводит рукой около лица. Или если мне становится не по себе, я сжимаю ее руку, и она проводит передо мной рукой с ваткой. Там очень высоко".
Вопрос безопасности работы актеров на сцене - один из самых главных. Высота и прочность конструкций, задымления, всякие тросы и акробатические номера на сцене - все это требует не только соответствующих актерских навыков, но и работы целых бригад сотрудников, которые следят за соблюдением различных норм безопасности, рассказывает директор театра им. Маяковвского Леонид Ошарин.
"Все декорации проходят техническую приемку, контроль инженера по технике безопасности. Что касается оркестровых ям, то это большая проблема, потому что ямы не огораживаются. Это считается краем сцены".
Помимо художников, над созданием декораций работают и конструкторы - именно они контролируют устойчивость декораций, продолжает Леонид Ошарин.
"Очень часто художники и режиссеры не хотят делать ограждения на конструкциях: в этом случае теряется, с их точки зрения, художественный рисунок. А это особенно важно, когда есть подъемные декорации, по которым актеры ходят. Приходится с художниками и режиссерами бороться. Не могу сказать, что дирекция всегда побеждает, но мы стараемся принимать максимальные меры для того, чтобы обеспечить безопасность актеров".
Впрочем, сами актеры, полностью погружающиеся в образ, доверяют своему режиссеру. Недаром в театрах артисты к режиссеру обращаются особо уважительно - мастер. Увлеченные своей работой, они готовы на разные эксперименты, порой удивляющие публику.