Авторские материалы Век "Весны священной" завершается гастролями Финского балета
Персоны
На сцене Большого театра завершается грандиозный фестиваль "Век "Весны священной" - век модернизма", который длился почти месяц. Он посвящен 100-летию знаменитого балета на музыку Стравинского и собрал самые известные интерпретации этого спектакля, существующие сегодня. Завершают фестиваль гастроли Финского национального балета, который привез в столицу ту версию "Весны священной", которую 100 лет назад увидела парижская публика. Культурный обозреватель "Вестей ФМ" Анна Кочарова одной из первых посмотрела спектакль.
Четверть века - именно столько времени понадобилось британцам Миллисент Ходсон и Кеннету Арчеру, чтобы восстановить знаменитый балет "Весна священная" в хореографии Вацлава Нижинского, именно ту постановку, которая взбудоражила Париж в 1913 году. Многие годы исследовательской работы не прошли даром: скурпулезно восстановленная версия была представлена миру в конце 80-х и с тех пор идет с успехом во многих театрах. О том, как шла работа над спектаклем, рассказывает директор и главный хореограф Финского национального балета Кеннет Грев:
"Они проделали колоссальную работу: изучили все визуальные документы, которые были, фотографии, картинки, рисунки. Они общались с живыми свидетелями, с теми людьми, которые сами могли видеть спектакль и могли помнить его. Они подробно изучили всю критику о спектакле, написанную в те годы. А также они тщательно изучили стиль Нижинского, чтобы реконструировать те эпизоды, по которым не хватало материалов. Это спектакль максимально близкий к тому, что видела публика в 1913 году".
Впрочем, на репетиции в Большом театре артистов Финского национального балета ждал сюрприз: им показали уникальные документы, тетради Вацлава Нижинского, которые хранятся в музее Большого театра с 1971 года - их передала в дар театру жена Нижинского Ромула. Эти уникальные записи никогда не экспонировались и не издавались, рассказывает главный хранитель музея Большого театра Екатерина Чуракова:
"Это тетради, в которых он записывал свои мысли и разработки по поводу системы записи танца, теории танца и о том, как преподавать танец в хореографических училищах и школах. Здесь он указывает, какими нотами записывается движение. Нижинский предполагает, что это девять нот (он делит тело на несколько частей), и есть движения, которые развиваются по горизонтали и по вертикали. И они, соответственно, по-разному записываются".
Век спустя после премьеры "Весны священной" в постановке Нижинского мы по-прежнему задаемся вопросом: что же в этом балете шокировало публику тогда и что заставляет лучших мировых хореографов возвращаться к этому произведению сегодня? У Кеннета Грева есть свое объяснение:
"С одной стороны, этой постановке 100 лет. И когда открывается занавес, это очевидно. Но с другой стороны, спектакль начинает зрителя захватывать, вовлекать. И ты погружаешься в него все больше и больше, видя эти специфические движения, которые и сегодня выглядят интересно и своеобразно".
Для танцоров этот балет, несмотря на все сложности современной хореографии, к которой они, казалось бы, привыкли, - сложная задача. Исполнительница главной партии Мира Олилла признается, что в какие-то моменты танцует на пределе возможностей:
"В физическом плане балет очень сложный и тяжелый. Я танцую партию избранницы, и в конце, когда по сюжету я умираю, я физически тоже уже нахожусь на пределе. Очень тяжелый балет, я в какой-то момент очень сильно отбиваю себе руки о сцену".
Гастроли Финского национального балета продлятся на новой сцене Большого театра четыре дня. Вместе с "Весной священной" театр привез в Москву и другие постановки, в том числе и знаменитого хореографа Иржи Киллиана. Руководство балета признается: они хотели сделать программы этих вечеров красивыми и разнообразными, а главное - интересными и в плане балета, и в плане музыки.