Авторские материалы "Весна священная" далась танцорам непросто
Персоны
В Большом театре завершается фестиваль, посвященный самому скандальному и одному из самых значимых культурных событий ХХ века - балету "Весна священная" на музыку Стравинского. Сто лет назад это произведение перевернуло представления публики и о музыке и балете. В завершении фестиваля в Большой театр приехал Финский национальный балет, который привез в Москву восстановленную версию постановки 1913 года. Культурный обозреватель "Вестей ФМ" Анна Кочарова посмотрела спектакль и уверена, что и сегодня он смотрится актуально.
То, с чего все начиналось: новая музыка, новое балетное искусство, новый взгляд на культуру. Премьера "Весны священной" на музыку Стравинского и в постановке Нижинского в театре на Елисейских полях сто лет назад обернулась грандиозным скандалом. И когда сегодня смотришь реконструированную версию, не перестаешь удивляться: что же тогда должна была ощущать публика, если даже сегодня, сто лет спустя это смотрится актуально? Можно лишь предположить: шок и растерянность, непонимание того, с чем это можно было соотнести. Руководитель Финского национального балета Кеннет Грев воспринимает эту версию как балет исторический, но отдает должно ее современному звучанию.
"С одной стороны, этой постановке 100 лет. И когда открывается занавес, это очевидно. Но с другой стороны, спектакль начинает зрителя захватывать, вовлекать. И ты начинаешь погружаться в него все больше и больше, видя эти специфические движения, которые и сегодня выглядят интересно и своеобразно".
Хореографию Нижинского сложно танцевать и современным исполнителям: ноги, вопреки привычки выворачивать стопы, нужно напротив держать постоянно носками внутрь. Спину не выпрямлять, а напротив - сгибать. Танцевать на перделе возможностей, признается солистка Финского национального балета Мира Олилла".
"В физическом плане балет очень сложный и тяжелый. Я танцую партию избранницы, и в конце, когда по сюжету я умираю, я физически тоже уже нахожусь на пределе. Очень тяжелый балет, я в какой-то момент очень сильно отбиваю себе руки о сцену".
Но и это далеко не все проблемы, продолжает Кеннет Грев. Ведь Стравинский написал музыку, которую танцовщику сложно просчитать.
"Самое сложное для танцора в Весне священной - это музыка. Дело в том, что партитура непростая, ее сложно считать. Там постоянно меняется счет: то на пять, но на восемь, то на семнадцать. А артисты балета считают очень плохо, поэтому им очень сложно".
Этот балет в хореографии Нижинского восстанавливали в течение 25 лет. Премьера реконструкции состоялась в конце 80-х, теперь версия идет во многих театрах. Спектакли Финского национального балета стали грандиозным завершением фестиваля на новой сцене Большого театра, который был посвящен столетию "Весны священной". В репертуаре театра появилась версия Татьяны Багановой, свои спектакли привезли труппа Мориса Бежара и Пины Бауш. Но реконструированная версия постановки Нижинского продемонстрировала удивительное единение музыки и хореографии, мощь и силу, подобную часовому механизму, который завели 100 лет назад и который продолжает работать по сей день.