Авторские материалы Юрий Яковлев – из тех редких актеров, герои которого не стареют
Персоны
Народному артисту СССР Юрию Яковлеву сегодня исполняется 85 лет. Об актере, который всю жизнь прослужил в Театре имени Вахтангова, но успел при этом прославиться и многими своими ролями в кино, рассказывает культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.
61 год Яковлев служит в Театре Вахтангова, куда его позвали сразу после окончания Щукинского училища. Первая роль в кино – такая крупная – князь Мышкин. Фильм "Идиот" вышел в 1958. В Театр Вахтангова и сегодня приглашают лучших, хотя никто не проходит мимо этого биографического нонсенса: сперва Яковлева не взяли во ВГИК, сочли некиногеничным, а после первого курса у него была двойка по актерскому мастерству. Но учился он у Цецилии Львовны Мансуровой, первой Турандот из легендарного и главного спектакля Вахтанговского театра, она взяла ответственность на себя. Выходит, не ошиблась.
Яковлев – актер совершенно неповторимой манеры, голоса какого-то почти что оперного. Прислушайтесь, как он говорит – редко, где на одной ноте. Про такие голоса говорят – речь переливается. Вот он сейчас был номинирован на "Золотую маску" за роль в бунинском рассказе в юбилейном спектакле Театра Вахтангова "Пристань". Ну, понятно, старый актер, часто из доброго отношения, за прошлые заслуги выдвигают и даже дают премии. А Яковлев – совсем противоположный случай. Как он играет! Точно Бунин сам передал ему нужные интонации. Что рассказывать, как говорит Яковлев – начните смотреть "Берегись автомобиля". Голос за кадром – это Юрий Васильевич Яковлев. "Зритель любит детективные истории, приятно сознавать себя умнее авторов".
Неповторимая манера – и совершенно разные герои. Романтический герой-любовник и целый выводок комических персонажей. Яковлев, кажется, никогда не боялся быть смешным в кадре, на сцене, что после Бунши, например, его уже не позовут на какую-нибудь новую серьезную роль. Нет же – приглашали. Он сыграл и Каренина в театре, в спектакле Романа Виктюка, а в кино, тоже в "Анне Карениной" – Стиву Облонского. В театре – в "Пиковой даме" у Петра Фоменко – сразу несколько ролей, а в авангардной "Чайке", которую играли в буфете Вахтанговского театра, был Сориным. А до этого – в фильме по той же чеховской пьесе – успел сыграть Тригорина. Пожалуй, в его актерском багаже больше всего героев именно Чехова. "Три года", "Леший", а одна из его первых ролей в кино – Тонкий в рассказе "Толстый и тонкий". Он ведь и самого Антона Павловича успел сыграть в телевизионном цикле известного историка литературы Владимира Лакшина. Оказывается, что с Чеховым он связан почти родственными узами -мать актера родом из Таганрога, как и Антон Павлович Чехов.
Яковлев – из тех самых интеллигентов, которых Чехов вывел на сцену, которым сочувствовал Бунин, которые в советские годы (как Ипполит в "Иронии судьбы") радовались электробритве с плавающими лезвиями. А уж если напивались, то с неумения, с недостатка опыта – так, что потом в пальто и зимней шапки, не снимая ни того, ни другого, сразу в ванную.
Яковлев – из тех редких актеров, герои которого не стареют. Сколько уже лет прошло с премьеры "Иронии судьбы" (почти сорок), а с выхода на экраны "Ивана Васильевича, который меняет профессию" – ровно сорок исполнится как раз в этом году. А Яковлев по-прежнему работает – в том смысле, что его герой собирает новые поколения поклонников, и они тоже с удовольствием цитируют его реплики, и им тоже смешно. Это редкость.
Народный артист СССР, лауреат всех хороших премий, он ведь еще и поручика Ржевского сыграл в рязановской "Гусарской балладе". Не того самого Ржевского, про которого потом появится так много по большей части неприличных анекдотов, а элегантного гусара, жуира и бонвивана. Сыграл, кстати, в 1962 году, то есть ровно через 15 лет после того, как приемная комиссия ВГИКа признала его некиногеничным. Вот ведь – ошиблись так ошиблись.