Авторские материалы Художественное образование выходит за рамки вузов
Персоны
Москва переживает бум арт-образования. В столичных вузах и культурных центрах одна за другой открываются школы для кураторов, коллекционеров и молодых художников. Чаще всего это платные курсы, которые обещают за год-два сделать из любого желающего знатока в сфере искусства и даже выдать диплом. С подробностями - корреспондент радио "Вести ФМ" Анна Щербинина.
Курсы, школы и целые институты - сегодня у желающих сделать из искусства профессию как никогда большой выбор. Образование на любой вкус - от искусствоведов и арт-критиков до художников и коллекционеров. Причем как коммерческое, так и государственное. Почти при каждом столичном вузе появились программы, посвященные арт-менеджменту или кураторству. Что первично - спрос или предложение, размышляет эксперт Школы коллекционеров и экспертов, искусствовед Кирилл Алексеев:
"При Советском Союзе было достаточное количество таких мест, где люди могли получить художественное образование. Рациональность нашего времени, к сожалению, поставила под вопрос необходимость такого рода образования. В девяностые годы мы фактически потеряли эту систему художественных школ. А в двухтысячные годы мы уже столкнулись с ситуацией необходимости людей знающих, понимающих и имеющих вкус. Потому что сейчас интерес к такого рода образованию - это интерес, прежде всего, к вкусу".
Впрочем, как показывает анализ большинства подобных курсов, вкус там пытаются привить в основном к искусству XX века. В этом и есть главное отличие современного арт-образования от классических художественных школ, считает ректор института "База" Анатолий Осмоловский:
"Большой ракурс и захват посвящен второй половине XX века и переходу в актуальный момент. Я не думаю, что в наших академических вузах существует какое-то компетентное преподавание. Во-вторых, очень важный момент заключается в том, что мы пытаемся студентов помимо образования включать в художественный процесс. Со второго года они уже начинают участвовать в непосредственной художественной жизни и как-то себя там показывать".
Всё же многие молодые люди, желающие получить государственный диплом, охотнее идут в проверенные академические вузы. Однако есть среди новых образовательных институций те, чья репутация уже не требует подтверждения в виде формальных сертификатов. Так, открывшаяся в 2006 году на базе Мультимедиа Арт Музея Школа фотографии имени Родченко уже зарекомендовала себя как поставщика номинантов всех отечественных арт-премий. Один из важнейших факторов здесь - преподавательский состав. Когда лекции и мастер-классы дают живые легенды российского арт-мира, то проблем с трудоустройством у бывших учеников не возникает, рассказывает выпускница и сотрудник Школы имени Родченко Екатерина Лазарева:
"Кто-то из них становится известными художниками. В частности, наши выпускники второй год подряд выигрывают премию Кандинского в номинации "Молодой художник года". Многие участвуют в международных выставках и являются востребованными творческими личностями. Другие находят себя, работая фоторедакторами, фотографами в различных издательствах, в средствах массовой информации. Многие работают на телевидении. То есть Школа Родченко дает и возможность построить художественную карьеру, и возможность заниматься творческими профессиями".
В одном эксперты сходятся безоговорочно: сколько бы часов вы не провели на лекциях, сколько бы денег не отдали за обучение (а дело это недешевое), и какие бы звезды не делились в вами опытом, без природных данных стать художником, да и успешным куратором, невозможно. А для тех, кто просто интересуется искусством и хочет расширить свои познания в этой области, открыты двери музеев, где, кстати, тоже можно послушать лекции, причем совершенно бесплатно.