Авторские материалы Тодоровский – режиссёр, умевший говорить просто о сложном
Персоны
Выдающий режиссер Пётр Тодоровский скончался в одной из больниц Москвы на 88 году жизни после длительной болезни. Похороны состоятся в столице. Время и место будет сообщено позднее. Обладатель множества наград, в том числе и Венецианского кинофестиваля, он снимал фильмы, которые неизменно любили зрители. В подробностями - культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Анна Кочарова.
Тонкие, лирические, полные трагизма и иронии фильмы Петра Тодоровского были и остаются понятны и близки любому зрителю. Он сам говорил, что снимал свои картины для простых людей, для тех, кто в зале:
"Я снимаю камерные истории, пытаясь проникнуть в человеческую душу. Может быть, у меня не всегда получается. Но меня интересует только это".
Его фильмы смотрят и пересматривают. "Любимая женщина механика Гаврилова", "Военно-полевой роман", "Интердевочка", "Какая чудная игра", "Анкор, ещё анкор!" - выход каждый картины Тодоровского становился событием. Да и сам Пётр Ефимович был неким нравственным ориентиром для многих коллег. Говорит кинорежиссер Алексей Герман:
"Когда уходят люди подобной величины, масштаба - меняется мир. У нас осталось не очень много выдающихся крупнейших режиссеров и людей, к человеческим достоинствам которых нет претензий. Тодоровский был человеком с прекрасной репутацией, человеком, которого уважали и за талант, и за достоинство, и за честность, и за открытость. И вообще очень любили. У нас подобных нет. Трагедия нашей страны в том, что подобные люди перестали воспроизводиться".
Выпускник Саратовского военного училища, с 1944 года Тодоровский сражался в составе армии 1-го Белорусского фронта и дошел до Эльбы. О войне он потом снимал много. Каждая военная история Тодоровского была историей человеческих отношений - непростых, трагичных, но не безнадежных. Пётр Ефимович принадлежал к поколению фронтовиков, которые, снимая о войне, снимали и о себе. Говорит кинорежиссер Владимир Наумов:
"Его жизнь, если определить двумя словами, - это война и кино. Совсем молодым он попал на фронт, понял, что такое смерть. И до самого конца жизни это чувство памяти, страшное для него во многом, все время давило и преследовало его".
Уникальность таланта Тодоровского состояла не только в его умении простым языком рассказывать о сложном. Он был человеком удивительно многогранным - писал сценарии к своим картинам, а главное - сочинял музыку, которая неизменно звучала в его фильмах и которая всегда была не просто сопровождением, а еще одним, вторым планом картины. Говорит актриса Светлана Немоляева, которая снималась у Тодоровского в фильме "По главной улице с оркестром":
"Я думаю, что вместе со мной скорбят не только кинематографисты и люди искусства, а все те, кто видел его фильмы, знал его как прекрасного режиссера, оператора, композитора, поэта-песенника. У него чудесные песни, он сам их замечательно пел. И, несмотря на то, что у него был небольшой голос, у него был удивительный музыкальный слух и удивительная манера".
Пётр Ефимович Тодоровский был не только выдающимся режиссером, талантливым сценаристом и прекрасным музыкантом. Он был человеком удивительной внутренней культуры, достоинства и доброты.