Комментарии экспертов Посадка самолёта силой – грубейшее нарушение международного права
Персоны
Еще до вылета гаванского рейса "Аэрофлота" возникла версия, что Соединенные Штаты, не добившись выдачи Сноудена дипломатическими методами, могут попытаться действовать силой - то есть посадить лайнер с помощь своих истребителей, когда он будет пролетать вблизи границы Соединенных Штатов. Такой этап пути у рейса "Аэрофлота", который летит из Москвы в Гавану, действительно есть - самолет будет пролетать над Нью-Йорком всего в нескольких километрах от города. Как подобный инцидент будет выглядеть с точки зрения международного права, рассказал для слушателей радио "Вести ФМ" профессор кафедры международного права МГИМО, доктор юридических наук Дмитрий Лабин.
"Вести ФМ": Дмитрий Константинович, как вы считаете, такое вообще возможно, чтобы российский самолет принудительно посадили Соединенные Штаты?
Лабин: Конечно, это будет грубейшим нарушением норм международного права, но исключать такую ситуацию нельзя в свете последних событий. Мы знаем, что прецеденты были. Например, в Турции также был принудительно приземлен российский авиалайнер компании "Аэрофлот". В данной ситуации тоже можно предположить, что Соединенные Штаты могут пойти на силовое решение вопроса. Тем более что, хотя самолет принадлежит российской авиакомпании, но он будет какое-то время находиться в небе под юрисдикцией этого государства. Но здесь это будет рассматриваться как грубейшее нарушение международного права.
"Вести ФМ": А в случае, если предположить, что такая посадка возможна, какие санкции можно применить против властей США?
Лабин: Безусловно, такое приземление возможно и с точки зрения международного права, если есть веские основания полагать, что на борту самолета происходит что-то противозаконное. Данная ситуация вряд ли может рассматриваться таковой, поскольку, во-первых, это только информация, и нет никаких судебных состоявшихся. Обычно речь идет об очень тяжких подозрениях в преступлениях: терроризм, перевозка оружия и так далее. Но если такое произойдет, я думаю, что российский МИД, безусловно, не оставит такую ситуацию без внимания.
"Вести ФМ": А пассажиры самолета и авиакомпаний (это совместный рейс "Аэрофлота" и авиакомпании Cubana) могут получить какую-нибудь компенсацию? Какая это может быть компенсация?
Лабин: Это, конечно, вопрос многоплановый, следует изучать международно-правовые аспекты. Здесь уже межгосударственный уровень. То, о чем говорите вы, - это уже частно-правовое. Безусловно, пострадавшие пассажиры понесли определенные потери времени, возможно, кто-то куда-то не успел. У них теоретически возникает право предъявлять такие иски нарушителю - в данном случае властям Соединенных Штатов. Такое право теоретически есть. Я думаю, оно может быть реализовано без каких-либо проблем.