Комментарии экспертов Проблему обманутых дольщиков надо решать, анализируя судебную практику
Персоны
Обманутых покупателей жилья объединят в реестры и защитят от мошенников. В России наконец появится точное определение понятия "обманутый дольщик". Эта и другие поправки вносятся в закон об участии в долевом строительстве многоквартирных домов. Они призваны защитить права граждан в спорах с застройщиками. До сих пор не существовало единых для всей страны критериев, по которым признаются потерпевшими люди, заплатившие деньги за строительство, но оставшиеся без квартир, поэтому в разных регионах решения о признании граждан обманутыми дольщиками могли приниматься субъективно. Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировал заместитель председателя комитета Госдумы по вопросам собственности Антон Беляков.
"Вести ФМ": Антон Владимирович, как будет выглядеть определение "обманутый дольщик"? Может быть, это все-таки казуистика? Люди очень хорошо понимают, что такое обманутый дольщик.
Беляков: Знаете, вы абсолютно правы. Дело в том, что юридически термин уже давно обоснован. На мой взгляд, его надо решать не на законодательном уровне, а именно анализируя судебную практику. Кроме того, региональное законодательство очень часто подходит индивидуально. Например, правительство Москвы за долгие годы чего только не придумывало. То они относили к обманутым дольщикам только тех, у кого есть московская прописка. То только тех, у кого есть московская прописка и проживание в Москве не меньше, чем десять лет. То только тех, у кого есть 10 лет, а еще они являются малоимущими, зарегистрированными и стоящими на учете на соцподдержку и имеющими, по-моему, не более 12 квадратных метров на человека.
"Вести ФМ": Вы хотите сказать, что каждый регион выбирал себе из пострадавших тех, кому реально можно помочь, и, соответственно, так трактовал закон?
Беляков: Совершенно справедливо. И наиболее важно, что, начиная с 2007 года, ничего и не происходило с точки зрения помощи. Даже те инициативы, которые мы с вами сейчас обсуждаем, это чистой воды казуистика. Потому что количество компаний, которые не выполняют свои обязательства, постоянно меняется, количество людей, которые имеют основание считать, что их уже обманули, постоянно растет. Просто кто-то питает какие-то надежды, иллюзии. Выпутается компания из финансовых затруднений, не выпутается, сможет перераспределить усилия и довести строительство до конца, не сможет. Это чистой воды казуистика. Когда в 2005 году была создана группа при правительстве, ее возглавил ваш покорный слуга и министр тогда регионального развития Яковлев, был создан реестр. Мы 70 процентов этого реестра быстро решили.
"Вести ФМ": Быстро решили - это что сделали? Выплатили компенсации, заставили застройщика отдать квадратные метры? Что?
Беляков: Это был абсолютно индивидуальный подход. У меня был полный реестр проблемных объектов. Мы приглашали губернаторов, приглашали представителей инициативной группы и, что называется, в ручном режиме решали, как быть: где-то компенсационная застройка, где-то, где можно было реализовать и предложить нового инвестора, замена инвестора. Практически в индивидуальном режиме мы из 76 тысяч 500 невыполненных контрактов смогли закрыть 53 тысячи.
Полностью слушайте в аудиоверсии.