Авторские материалы Народ КНДР не жирует, но и не голодает
Персоны
Почти каждый год по осени в мировой печати появляются сообщения о том, что Северная Корея находится на грани голода. Некоторые в России говорят, что это империалистическая пропаганда, и что всё в Северной Корее чудо как хорошо. Это тоже неправда, конечно. Ничего особо хорошего там нет. Бедная страна! Очень бедная. Но и катастрофы, о которой твердят мировые СМИ, тоже не наблюдается. Экономическая и продовольственная ситуация в Северной Корее тяжёлая, но не катастрофическая, и вдобавок - с тенденцией к улучшению.
Пхеньян и несколько крупных городов, а также приграничные районы, где процветает и контрабандная, и официальная мелкая торговля с Китаем, живут сравнительно хорошо. Не по нашим меркам, конечно, а по своим, северокорейским. В Пхеньяне нет не то что голода, но и недоедания, хотя, естественно, мясо даже в Пхеньяне рядовой северокореец ест раз в месяц. Впрочем, с другой стороны, в Корее уже давным-давно де-факто рыночная экономика. Соответственно, успел сформироваться средний класс, новая северокорейская буржуазия. Вот эти самые «новые северокорейские» хорошо едят, от пуза, да и те, кто на них работает, тоже не бедствуют. Мясо у них на столе появляется чаще, чем раз в месяц. За пределами Пхеньяна ситуация, конечно, мрачнее.
Для КНДР был всегда характерен большой разрыв в уровне жизни между столицей и всей остальной страной. А в последние годы этот разрыв вырос просто неимоверно. В городах на периферии недоедание очень распространено. Не голод, а именно недоедание. Местами, особенно в городах подальше и от границы, и от Пхеньяна, основная масса населения питается почти только кукурузой. Может быть, по воскресеньям немного риса, а в праздничные дни кусочек рыбки. Ну а по весне в провинции полуголодными ходят многие - это, кстати, признают и северокорейские власти (не в своей печати, конечно, а в переписке с ООН и иностранными правительствами, у которых они постоянно просят продовольственной помощи).
Голод в Северной Корее был. Страшный голод. Он начался в 1996 году и был связан с общим кризисом северокорейского сельского хозяйства. Отчасти роль тут сыграла доведённая до абсурда колхозная система (тогда в Корее размер индивидуальные приусадебные участки ограничивались 1 соткой), отчасти - и общеэкономический кризис, прекращение бесплатной или почти бесплатной советской и китайской помощи в начале 1990-х. Без этой помощи северокорейская экономика на плаву оставаться не могла.
Продолжение слушайте в аудиофайле.
Читайте и слушайте - спецпроект "Корейская весна" >>