Авторские материалы Кадыров открыл памятник женщинам-убийцам русских солдат
Персоны
Глава Чечни Рамзан Кадыров открыл после реконструкции мемориал в память о чеченских женщинах, отомстивших русским солдатам за уничтожение села Дади-юрт. Открытие памятника было приурочено к Дню чеченской женщины. Мемориал представляет собой композицию в виде горной гряды и башни. Он построен в 1990 году на месте села Дади-юрт, которое было уничтожено 14 сентября 1819 года по приказу генерала Ермолова. После сражения около 50 женщин, которых взяли в плен, бросились в реку, хватая с собой и конвоиров. Это историческое событие до сих пор не получило однозначной трактовки. В нашей студии - обозреватель радио "Вести ФМ", историк Андрей Светенко.
"Вести ФМ": Андрей, какие есть взгляды на произошедшее?
Светенко: Во-первых, это всё из разряда "осторожная история". К таким событиям мы в нашей многонациональной, многоконфессиональной и так далее стране обращаемся для того, чтобы подчеркнуть самые непреложные ценности (в данном случае героизм, мужество, беззаветность и так далее). За счет чего? Потому что во всей этой истории, мне кажется, акцент поставлен на тот эпизод, когда плененные чеченские женщины бросаются с моста, увлекая за собой русских солдат, тем самым мстят за своих погибших родичей.
Насколько это все достоверно и технически осуществимо, это другой вопрос. Это как раз из разряда того, что многое в истории легендаризируется, мифологизируется. И не хочется сразу спускать тон обсуждения. Но вот в "Кавказской пленнице" Шурик приезжает собирать фольклор, и выясняется, что в советские годы из фольклора живы только тосты, застолье одно. И не дай бог окунуться именно в традиции! Там выясняется, что есть такой прекрасный горский обычай, как похищение невесты.
Но в данном случае есть совершенно исчерпывающее четкое описание самого генерала Ермолова, который, кстати говоря, объясняет и причины операции, и как она происходила. Цитирую: "Жители аула в основном промышляли разбоем, но столь умело заметали следы своих грязных дел, что очень редко удавалось доказать их вину. Так, в частности, они угнали табун лошадей одного из полков Кавказской линии". И в этом смысле операция была продиктована этими целями - возвращения, что называется, "боевой техники" и карательной операции. Но тут уже без всяких шуток. Бой шел очень напряженный, беспощадный. Как его описывает тот же Ермолов, "со стороны неприятеля все бывшие с оружием были истреблены, в числе оных не менее могло быть 400 человек. Тогда как наши потери тоже были значительны. Кроме офицеров, они простирались убитыми и ранеными до 200 человек. Женщин и детей, взятых в плен, - до 140, которых солдаты из сожаления пощадили, как уже оставшихся без всякой защиты и просивших помилования. Но гораздо большее число их было вырезано или в домах погибло от действий артиллерии и пожара. Солдатам досталась добыча довольно богатая, ибо жители селения были главнейшие из разбойников, и без их участия почти ни одно воровство и грабеж не происходили..."
Полностью слушайте в аудиоверсии.