Комментарии экспертов Второгодничество – пережиток давних времён
Персоны
Министерство образования готовит проект приказа про двоечников. Документ в случае подписания позволит школам переводить в следующий класс учеников не с одной двойкой среди итоговых готовых оценок успеваемости, как раньше, а с несколькими неудами. Причиной изменения правил стала подготовка к переходу на новую систему оплаты труда преподавателей и подушевое финансирование школ. Тему для радио "Вести ФМ" прокомментировал научный руководитель Института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.
"Вести ФМ": Александр Изотович, какая у вас информация о готовящемся приказе в Министерстве образования? Правильно ли трактует пресса, что разрешаются дополнительные двойки по итогам года?
Адамский: Об этом уже много говорят и пишут. Здесь такая двойная ситуация. С одной стороны, второгодничество - пережиток с давних времён, второгодников уже нет ни в одной стране мира. С другой стороны, если переводить с огромным количеством двоек, то тогда смысл учёбы будет теряться. Мне кажется, это пока проект, который надо очень серьёзно обсуждать и с учителями, и с родителями, и, может быть, даже с самими ребятами. Само необсуждение этого направления, мне кажется, создаёт проигрышную ситуацию.
"Вести ФМ": Объясните, в чём связь этой темы и новой системы оплаты труда учителей?
Адамский: Связь можно проследить в следующем. В системе оплаты труда учителей есть стимулирующая часть. Эта стимулирующая часть распределяется в соответствии с достижениями учителей. Достижения учителей - это, естественно, достижения учащихся и тот вклад, который учителя в эти достижения вложили. Вполне возможно, что в погоне за какими-то баллами будет улучшаться отчётность. Что значит, будет улучшаться отчётность? Двойки не ставим, как это раньше было, три пишем - два в уме.
"Вести ФМ": Понятно.
Адамский: Но это такая странная история. Потому что на самом деле, если я хочу завысить оценку, то мне тогда не надо с двойкой переводить. Если у него и так тройка, то я и так перевожу.
"Вести ФМ": Ну, эти вещи ясны. Они, собственно, и раньше практиковались. Просто сейчас как-то их в другие слова завернули. Александр Изотович, а еще вот такая тема. В этом проекте приказа упоминаются отдельной строкой 9-классники. Они сейчас, при нынешней практике, отчисляются, если у них двойка по итогам года? Или у них есть второй шанс? И как будет по-новому?
Адамский: Им даётся справка, и это фактически закрывает им дорогу в старшую школу, а потом в университет. Но здесь тоже, понимаете, мне кажется, что всё-таки должна быть честность. Потому что, если ты плохо учишься, ты должен понимать, что для тебя закрыта дорога в университет, в старшую школу и так далее. Это должно быть, мне кажется, достаточно жёстко и неотвратимо. А эти игры могут расслабить. И не понятно, как тогда поступать учителям...
Полностью слушайте в аудиоверсии.