Авторские материалы Юрий Яковлев. Пронзительный талант, яркая индивидуальность
Персоны
Актер пронзительного таланта, для которого не существовало жанровых рамок и амплуа. Больше ста ролей в театре и кино, в комедиях, мелодрамах, трагедиях. В Москве на 86-м году жизни после продолжительной болезни скончался Юрий Яковлев. С подробностями – корреспондент радио "Вести ФМ" Ольга Подолян.
В книгах по истории кино когда-нибудь появится такое понятие как "яковлевская грусть" – едва заметная, но придающая герою особый стержень, кем бы этот персонаж ни был. Князь Мышкин в экранизации "Идиота" в конце 50-х – четвертая роль Юрия Яковлева в кино – роль особая, судьбоносная, которая принесла славу и признание. Чего стоит взгляд, глаза полные бесконечной грусти его Князя Мышкина.
А ведь когда-то приемная комиссия ВГИКа единогласно отказала актеру, аргумент был один – "некиногеничен". В Щукинском училище по актерскому мастерству поначалу в его зачетке тоже были сплошь двойки. Спасла от отчисления педагог актриса Цецилия Мансурова. Именно она помогла Яковлеву раскрыться на сцене.
После училища актер пришел в театр Вахтангова, на сцену которого выходил больше 60 лет. Удивительная актерская преданность. "Моменты редчайшего наслаждения", – так говорил Юрий Яковлев о напряженной тишине зрительного зала и очень ждал своего выхода в спектакле "Пристань", говорит художественный руководитель театра Римас Туминас.
"Он любил этот спектакль ("Пристань"), ценил, и эти моменты ему были очень дороги. Последние месяцы он очень ценил эти короткие встречи с театром, со сценой, со зрителями. Он очень любил те моменты, те минуты, когда, как он мне говорил, такая тишина воцаряется, и я становлюсь таким и великим, и гордым, и счастливым в этот момент", – вспоминает Римас Туминас.
Юрий Яковлев любил импровизировать – в кадре и на сцене, порой даже шел на маленькие хитрости. Например, убедил режиссера Эльдара Рязанова в том, что он прекрасный наездник перед работой в "Гусарской балладе". Но на съемках оказалась, что на лошади он никогда не сидел, что, впрочем, не помешало актеру лихо взобраться на коня и мчаться с киногусарами, что есть мочи.
Актриса Лариса Голубкина – партнерша Юрия Яковлева в этой картине – говорит, что без него и ее образ не сложился бы.
"Должна вам сказать, что если бы на месте Юрия Васильевича был бы другой актер, возможно, и моя роль бы не сложилась, потому что уникальность Юрия Яковлева заключалась в его невероятной способности быть партнером, и мне кажется, что мне помог именно Яковлев сделать эту роль", – рассказывает Голубкина.
После выхода на экраны "Гусарской баллады" в его задорного Поручика Ржевского были влюблены все девушки Советского Союза. Юрия Яковлев тогда говорил: "А все потому, что гусара я открыл в себе еще до "Гусарской баллады".
Но оглушительная слава придет с ролью управдома Бунши и Ивана Васильевича Грозного. Ее разберут на десятки цитаты, их прекрасно знает и новое поколение зрителей, которое моложе фильма уже в два раза. О тех съемках, на которых создавался шедевр Леонида Гайдая, рассказывает Наталья Крачковакая, сыгравшая напористую жену Бунши, которая так виртуозно меняла парики.
"Когда проходили кинопробы, это была моя первая встреча с ним, и я относилась к нему как к небожителю, как к актеру с небес. Шла кинопроба, на нем была шапка Мономаха, и у него из-под шапки все время высовывался клок волос. Я ему говорю: "Юрий, у вас клок торчит!". И вдруг Леонид Николаевич говорит: "Юра, уберите уже этот клок!". И Юрий Васильевич подходит к гримеру и говори т: "Есть ножницы?" И отрезает себе эти торчащие волосы", – вспоминает Крачковская.
В 1975 году Юрий Яковлев уже не может спокойно дойти от дома до театра: на экранах – "Ирония судьбы, или с легким паром". В ревнивца Ипполита снова влюблены все женщины в стране. Многие негодуют – как Надя могла бросить такого мужчину. Благодаря Юрию Яковлеву заливная рыба приобретает особую роль на новогоднем столе, а мужчины задумываются, почему в них пропал дух авантюризма.
У Юрия Яковлева почти сто ролей в кино и еще десятки кино работ за кадром. Его голосом говорят герои Марчелло Мастрояни и Шона Коннери. Именно Яковлева приглашали режиссеры для чтения закадрового текста. В считанных строчках, произведенных его бархатным голосом, словно рассказана вся жизнь, отмечает киновед Кирилл Разлогов.
"У него был очень специфический тембр голоса, и не случайно несколько раз в самых разных картинах его просили именно говорить за кадром. Этой своей специфической интонацией и специфической индивидуальностью, он каким-то образом облагораживал то, что происходило на экране", – считает Разлогов.
Юрия Яковлев говорил, что не любит эпитетов "великий" и "гениальный", считал, что плохих актеров не бывает, потому что плохой артист уже не артист. Еще говорил о том, что актерство – это болезнь, которой заражаешься через запах кулис и болеешь потом всю жизнь. Он не часто давал интервью. За кулисами, за кадром был совсем не многословен, даже, рассуждая о профессии. "Зачем много говорить?" – удивлялся актер, лучше сыграть, сыграть виртуозно, заставить зрительный зал замереть только от одной интонации, жеста, взгляда, в котором застыла едва уловимая грусть.