Комментарии экспертов Камбоджа разобралась с Полонским по принципу "накажи либо выдай"
Персоны
Сергей Полонский заявляет, что планирует вернуться в Россию, выполнить обязательства перед дольщиками, но для начала он намерен добиться, чтобы на родине сняли с него все обвинения по делу о мошенничестве. Как дальше могут развиваться события, в эфире "Вестей ФМ" предположил профессор кафедры международного права МГИМО, доктор юридических наук Дмитрий Лабин.
Лабин: Прежде всего, я хотел бы подчеркнуть, что здесь вопрос лежит в международной правовой плоскости. И экстрадиция, как мы знаем и часто комментируем в последнее время такие события, предполагает определенную процедуру. Часто бывает, к сожалению, не всегда российская сторона готовит документы так, чтобы они отвечали всем требованиям, по крайней мере, формальным требованиям, и очень часто это и есть основная причина вот таких, скажем так, неудач российских правоохранительных органов в таких вопросах.
Надо исходить из того, что материальная сторона очень важна, и если подозревается человек в совершении преступления, это действительно важная причина, но и процессуальная сторона не менее важна в данном случае, то есть необходимо правильно составить формальные документы и обосновать свои требования. В данном вопросе, к сожалению, пока говорить о каких-то успехах не приходится, поэтому, на мой взгляд, российской стороне надо уделять этому больше внимания и тщательнее готовить свои запросы в другие государства.
"Вести ФМ": А если Камбоджа действительно отказала, означает ли это, что Полонский дальше может спокойно путешествовать по миру, и ни в одной другой стране претензий к нему не возникнет, или в каждой новой стране будет инициироваться дело о его экстрадиции, и там будет приниматься решение выдавать или нет?
Лабин: На мой взгляд, это большая вероятность. Я думаю, что действительно дело обстоит именно так. На мой взгляд, вопрос об экстрадиции был снят в суде Камбоджи. Почему, объясню: потому что в данном случае правило, если его сформулировать просто, - либо накажи, либо выдай. И, соответственно, каждый суд рассматривает конкретное дело через эту призму.
Если правонарушение не влечет такого сурового наказания у себя в стране, то, как правило, отказывают в экстрадиции. Здесь учитываются последние достижения сотрудничества государств в области прав человека, то есть государство, которое запрашивает суровое наказание, то в экстрадиции автоматически будет отказано. Это раз.
Во-вторых, если есть какие-то претензии у правоохранительных органов непосредственно в том государстве, куда пришел запрос, то вероятность отказа очень высока. Насколько нам известно из СМИ, по тем заявлениям, которые были сделаны официальными лицами Камбоджи, именно две причины фигурируют в качестве такого исхода рассмотрения.
Что касается других стран, то здесь, конечно, нет никаких прецедентов. И в каждом государстве данный вопрос будет решаться уже изначально и без учета решения, которое было принято в Камбодже, но с учетом тех ключевых моментов, о которых я только что сказал.
Полностью слушайте в аудиоверсии.