Комментарии экспертов Надо научиться эффективно взимать штрафы, а не повышать их в 17 раз
Персоны
Мосгортранс предлагает увеличить штрафы за безбилетный проезд. Соответствующая просьба уже направлена в столичный департамент транспорта, пишут "Известия". Один из возможных вариантов - приравнять штраф к стоимости годового проездного на наземный транспорт и метро (он стоит 17 тысяч рублей). Другой вариант - приравнять штраф к стоимости абонемента на месяц (2 200 рублей). Сейчас же штраф за безбилетный проезд составляет одну тысячу рублей. Однако в Мосгортрансе считают эту сумму несерьёзной. Эту тему "Вести ФМ" обсудили с председателем Союза пассажиров Кириллом Янковым.
"Вести ФМ": Как прокомментирую данную инициативу?
Янков: Прокомментировать можно очень просто: сила закона не в его строгости, а в его неотвратимости. Надо научиться собирать нынешние штрафы. Ну, тысяча, да, может быть, две тысячи, но повышать сразу в 17 раз - это несерьезное предложение. Я думаю, что это было сказано руководителем Мосгортранса в пылу дискуссии.
"Вести ФМ": Да, но, по сути, кто ездит без билетов? Те, у кого в основном нет постоянного дохода. Соответственно, и 17 тысяч у них не будет, если их поймают.
Янков: Конечно. Но надо сказать, что "зайцы" - это не всегда те, у кого совсем нет денег. Это разные люди. И, как ни странно, некоторые представители среднего класса тоже любят проехать "зайцем". Вопрос в том, что даже тысячу или две тысячи рублей надо научиться эффективно взимать. Для этого есть и ГКУ "Организатор перевозок", для этого есть Федеральная служба судебных приставов. Главное - неотвратимость. Проехался без билета - заплати штраф. А если штрафы увеличить, гораздо труднее будет их взимать, я думаю.
"Вести ФМ": Даже сейчас, при существующей системе, достаточно сложно оштрафовать человека, потому что он должен предъявить документ, удостоверяющий личность, затем ему могут предложить пройти в отделение полиции, а он вправе этого не делать. Есть масса препон, которые мешают взимать штрафы с нарушителей.
Янков: Правильно. Надо думать не об увеличении штрафов, а об увеличении прав контролеров. Сейчас же только за неподчинение сотруднику полиции существует ответственность, может быть, нужна ответственность за неподчинение законным требованиям контролера в общественном транспорте? Вот в этом направлении нужно совершенствовать законодательство.
Полностью слушайте в аудиоверсии.