Комментарии экспертов Разрешить забастовки в авиаотрасли – это обречь ее на коллапсы
Персоны
Работникам отечественной авиации могут разрешить забастовки. Сейчас забастовки работников транспортной отрасли запрещены в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения. Однако, как пишет газета "Известия", Совет по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ выступил за отмену запрета на забастовку для сотрудников авиационной отрасли. Тему в эфире "Вестей ФМ" обсудили с руководителем аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олегом Пантелеевым.
"Вести ФМ": Олег Константинович, скажите, как вы оцениваете эту инициативу?
Пантелеев: В целом, инициатива соответствует духу времени, она соответствует той международной практике, которая существует. Если мы посмотрим на сообщения информагентств, то в год по несколько раз мы сможем прочитать новости о забастовках авиаторов в различных европейских странах, в различных европейских авиакомпаниях. Всё это приводит к массовым задержкам и отменам рейсов, тысячи людей ожидают своего самолёта в аэропортах, и никому комфорта, конечно, это не добавляет. Но при этом права трудящихся защищаются именно возможностью таким образом высказывать своё мнение.
"Вести ФМ": Олег Константинович, скажите, а велик ли запрос со стороны работников авиаотрасли в нашей стране на забастовки?
Пантелеев: Не могу сказать, чтобы он отсутствовал. Такой запрос действительно существует. Ранее, до того, как запрет на проведение забастовок был распространён на сотрудников авиатранспортной отрасли, были прецеденты, когда на грани забастовки находились авиационные диспетчеры. Были довольно-таки серьёзные настроения несколько лет назад в ряде российских авиакомпаний. В связи с тем, что забастовки запрещены, говорить о том, что такой запрос есть, не приходится.
"Вести ФМ": Скажите, как может проходить забастовка? Будут ли какие-то ограничения или действительно мы с вами, как потребители, можем столкнуться с транспортным коллапсом в авиации?
Пантелеев: Я надеюсь, что всё-таки правительство не решится разрешить забастовки авиаперсоналу. Потому что в противном случае мы действительно столкнёмся с такой же картиной, которую мы наблюдаем в ряде европейских стран, когда авиаотрасль буквально потрясает коллапс.
"Вести ФМ": Если всё-таки такое разрешение будет выдано, что делать тем, кто не сможет вылететь? Какие-то компенсации полагаются, может быть, есть система страхования?
Пантелеев: Сегодня существует ряд таких коммерческих продуктов, как страховка от задержки вылета, когда этот страховой инструмент покрывает все расходы пассажира, связанные с вынужденным пребыванием в аэропорту. Но совершенно очевидно, что любая забастовка наносит серьёзный материальный ущерб интересам и авиакомпаний, и аэропортов. Вероятнее всего, она может быть признана в том случае, если будет подаваться какой-то иск, как форс-мажор, и вовсе не факт, что пассажиры получат должное возмещение.
Полностью слушайте в аудиоверсии.