Комментарии экспертов Смысл преподавания литературы не сводится к той или иной идеологии
Персоны
Общественная палата разработала концепцию единого учебника по литературе. Преподавание литературы предполагается сделать "более воспитательным". По аналогии с единым учебником истории, члены палаты предлагают создать линейку учебников по литературе, свободных от двойных стандартов и выверенных стилистически. Об этом газете "Известия" рассказал председатель Комиссии по культуре Павел Пожигайло.
Павел Пожигайло вышел на прямую связь со студией радио "Вести ФМ".
"Вести ФМ": Павел Анатольевич, в чем заключается концепция, которую разработала Общественная палата? И чем она отличается от того, как сейчас преподают литературу?
Пожигайло: Сейчас, я считаю, вообще нет концепции в преподавании литературы, есть некая свобода создания учебника. И многие учебники, на самом деле, достаточно идеологизированы, или стилизированы, если так можно более корректно выразиться.
"Вести ФМ": А что значит "идеологизированы" - у нас же уже не Советский Союз?
Пожигайло: Например, один из учебников в своем курсе и в своей методологии преподавания литературы отстаивает идею святости народа. Основа этой идеи восходит к язычеству, и с этой позиции автор приводит тех или иных героев, те или иные произведения, и в этом есть навязываемая определенная идеология. Другой учебник тяготеет к советским временам, третий учебник - например, у Коровина - упор делает на некое эстетическое наслаждение. Мне кажется, что все-таки ни одно, ни другое, ни третье не является главной основой преподавания русской литературы и смыслом преподавания. Поэтому мы и приступили к созданию концепции; у нас работало порядка 40-50 преподавателей, докторов наук, руководителей кафедр литературы из регионов, из Москвы - из ведущих наших университетов. Это - концепция преподавания литературы в непрерывной системе образования школ, средних, средних специальных и высших учебных заведений. Мы даем понятие о предмете литературы и о цели преподавания русской литературы.
Полностью слушайте в аудиоверсии.