Комментарии экспертов С референдумом как с климатом: никто не знает, каким у шотландцев будет результат
Персоны
В Эдинбурге на референдуме работает в качестве наблюдателя председатель совета Российского общественного института избирательного права, член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека Игорь Борисов. Он - на прямой связи со студией радио "Вести ФМ".
"Вести ФМ": Игорь, расскажите о ваших ощущениях. Как всё проходит?
Борисов: Ситуация очень и очень неоднозначная. Чувствуется напряжение. Если сравнивать - так примерно с климатом Шотландии, когда тучи здесь практически постоянно, но никто не знает, прольётся вечером дождь, либо тучи разойдутся. Примерно так сейчас можно охарактеризовать настроение у избирателей, которые внутренне очень напряжены (с точки зрения объявленного результата), но внешне это не выдаётся.
Только один показатель, который мы здесь ощущаем, - что очень большая явка. Например, уже на 10 часов местного времени (а участки работают с 7 часов утра), и с 7 утра мы ходим и наблюдаем) картинка такая, что по количеству проголосовало примерно столько же избирателей, сколько весной на выборах в Европейский парламент. Явка превосходит все предыдущие избирательные кампании. То есть, каждый шотландец пытается участвовать в процессе определения судьбы своей родины.
Естественно, здесь мы сталкиваемся с такими моментами, которые для нас, россиян, специалистов по выборам, просто удивительные. В XXI веке такого быть не может. Например, здесь установлен запрет на ведение фото- и видеосъёмки не только непосредственно в зале, где голосуют, а вообще в помещении комиссии, где она работают. То есть дать какое-то визуальное подтверждение того, что мы передаём словами, невозможно. Причём запрет этот дан не законом. Как нам поясняют во всех комиссиях, это сделано в соответствии с распоряжением высшего руководства. Но не называется конкретно тот, кто дал такой запрет на гласность и открытость избирательного процесса.
Полностью слушайте в аудиоверсии.