Комментарии экспертов При психических расстройствах любая экстремальная ситуация может вызвать обострение
Персоны
Подозреваемого в убийстве шестерых детей отправили из Коврова в горбольницу Нижнего Новгорода. Об этом ТАСС сообщили в ковровской больнице. Подозреваемый едет на "скорой помощи" в сопровождении полиции. На вопрос о его эмоциональном состоянии представитель медучреждения заметил: "Он только просил прощения у всех". Тему в эфире "Вестей ФМ" прокомментировал врач-психиатр, доцент Российского государственного медицинского университета Вениамин Житловский.
"Вести ФМ": Трагедию, которая произошла, можно назвать проявлением шизофрении? Или здесь может речь идти о каком-то другом заболевании? Это психическое расстройство или группа психических расстройств?
Житловский: Наверное, вопрос не совсем корректный. Потому что огромное количество людей, которые в той или иной степени страдают психическими заболеваниями и оказались взятыми на учёт, как правило, не представляют никакой опасности.
"Вести ФМ": Тогда о чём в данном случае может идти речь?
Житловский: Обострение болезни. Это может быть. К сожалению, при этом заболевании бывают периоды обострения. Они могут быть связаны с различными травмами (например, психическими), с проблемами, которые были (по работе, к примеру), с экономической ситуацией. Любая экстремальная ситуация может спровоцировать некое особое состояние, но не обязательно убийство.
"Вести ФМ": А такое можно предугадать? Есть какие-то тревожные звоночки, по которым можно сказать, что человек может войти в какую-то острую фазу и сделать что-то страшное?
Житловский: Если он наблюдался у врачей-психиатров, если были там какие-то агрессивные проявления, наверное, можно было это обсуждать. То, что я слышал в последних репортажах, что в 2011 году его хотели лишить отцовства. Не знаю, по психическому заболеванию или ещё по какой-то причине. Но было собрано недостаточно данных для этого решения. Это единственная зацепка, которая говорит о том, что что-то может быть не так. А принципиально... Я думаю, что те события, которые происходят, - это просто явления, которые вышли наружу, стали известны. А так существует большое количество лиц, имеющих психические расстройства, у которых могли бы быть подобные действия и поступки. Но просто так угадать, что, если болеешь этой болезнью, то обязательно что-то совершишь, - это неправильно.
"Вести ФМ": Скажите, человек с таким диагнозом и многодетный отец, отец шестерых детей. Эти вещи как совмещаются? Здесь матери нужно быть более внимательной к отношению отца с детьми? Здесь вспоминается термин "стокгольмский синдром". Они могут бояться его, бояться говорить о нём с кем-то из посторонних.
Житловский: Нет, я с вами в этом смысле не соглашусь. Потому что как раз именно такие люди и готовы выполнять какие-то действия, которые обычный человек не готов: работать бесплатно, быть честным и порядочным. У него могут быть крайности. Когда он нравственный, честный, он борется за права человека. Но дойдя до какого-то пика состояния, он может совершить какое-то необычное действие (в данном случае - то, которое произошло). Я не оправдываю его. Но говорить о том, что все, страдающие психическими заболеваниями или, в частности, болезнью, опасны, - это неправильно.
"Вести ФМ": Но ведь здесь, наверное, не совсем можно говорить о какой-то спонтанной реакции. Человек убил беременную жену, шесть детей, мать и отправился, по версии следствия, убивать свою тёщу.
Житловский: Можно подразумевать, что состояние так развилось, что в момент совершения этого действия он не совсем понимал, что происходит. Вот всё, что могу сказать. Могли быть неправильные умозаключения о взаимоотношениях между тёщей и им, которые на высоте этого состояния продолжали развиваться. Переведу на понятный язык. Есть температура 36,6, есть температура 37,8, есть температура 40. Когда температура 40 - мы должны срочно оказывать помощь. Но угадать, что у вас сейчас разовьётся эта температура, очень сложно.