Авторские материалы "Франкофония": игривый фильм о вечном и сиюминутном
На 72-м Венецианском кинофестивале в конкурсе показали новый фильм российского режиссера Александра Сокурова "Франкофония", снятый по заказу Лувра. Премьера пройдет сегодня вечером. За первой реакцией публики наблюдал кинообозреватель "Вестей ФМ" Антон Долин.
Среди продюсеров нового фильма Александра Сокурова - первой его полнометражной картины после "Фауста", которого несколько лет назад здесь же, в Венеции, наградили заслуженным "Золотым львом", - французы, немцы и голландцы, но публика, забившая зал под завязку и встречавшая картину практически восторженно, явно по-прежнему видит в нем русского режиссера. Хоть и европейца среди русских - тому залогом многие его картины, от документальных короткометражных до снятых по-немецки "Молоха" и "Фауста", да и "Русский ковчег" ведь в Европе и Штатах смотрели охотнее, чем на родине Сокурова.
Сам же он к Европе относится с чувствами смешанными, которые сполна выразил в "Франкофонии", картине полемической и даже местами довольно резкой по отношению к заказчику - разумеется, не к дирекции Лувра, самого посещаемого музея мира, пригласившего Сокурова в гости, но к Франции как таковой. По мысли режиссера, сдавшись на милость немцев, соседей по Европе, французы предали многие свои идеалы, хотя сумели сохранить, например, музейные коллекции: впрочем, этого не случилось бы без республиканца, тайно помогавшего сопротивлению, директора Лувра и других национальных музеев Жака Жожара. Он один из двух главных героев картины, второй - его оппонент и противник, а потом и союзник, немецкий высокопоставленный офицер и искусствовед граф Вольф Меттерних.
Но история их взаимоотношений - совсем не единственное, что есть в "Франкофонии", фильме игривом и остроумном, а еще невероятно разнообразном и эклектичном, в отличие от строгого и цельного "Русского ковчега", снимавшегося в Эрмитаже. Там был метод непрерывной съемки, здесь - напротив, контрастного монтажа, хотя и на сей раз оператор, снимавший того же "Фауста", а до него - "Амели" и "Гарри Поттера", француз Брюно Дельбоннель, работает виртуозно.
В "Франкофонии" нашлось место для пронзительных монологов от автора о судьбах Европы и ее искусства (собственно, подзаголовок картины - "Элегия Европы"), и для параллельного сюжета с капитаном гибнущего судна, которое перевозит картины, и для истории строительства и собирания коллекции Лувра, и для хроники, и для игровых фрагментов, и для исследования внимательной камеры шедевров музея - Ника Самофракийская, "Джоконда", "Плот "Медузы". И для музыки Чайковского, звучащей рядом с Малером, и для Эрмитажа, блокадные месяцы которого возникают страшным и детальным отступлением от искусствоведческой ткани основного рассказа. И даже для двух призраков, живого символа французской республики - Марианны в вечном фригийском колпаке и Наполеона в треуголке, которые вместе вглядываются в улыбку Моны Лизы.
В общем, картина - и о связи культуры с историей и политикой, и о попытке независимости от них: о вечном и сиюминутном - как большинство лучших картин Александра Сокурова.