Комментарии экспертов Потеря возможности летать в Россию и через Россию - сильнейший удар по авиабизнесу Украины

29 сентября 2015, 14:22

Персоны

С 25 октября всем авиакомпаниям Украины запретят использовать воздушное пространство РФ. Как это решение отразится на авиационной отрасли соседней страны, "Вестям FM" рассказал главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

"Вести ФМ": Сколько украинских авиакомпаний летают в Россию и как часто они это делают?

Гусаров: Основной регулярный перевозчик между Россией и Украиной - это "Международные авиалинии Украины". Они выполняют примерно 2 рейса в день. То есть в общем объеме примерно 5-я или 6-я доля пассажиров перевозится украинскими авиакомпаниями. Все остальные перевозчики – это чартерные либо те, которые летят через территорию Украины в Среднюю Азию, Грузию и другие регионы.

"Вести ФМ": Как часто украинские авиакомпании летают транзитом через российскую территорию?

Гусаров: Несомненно, у Украины есть определенное авиасообщение. На самом деле сама по себе авиационная отрасль Украины сейчас сжалась до, наверное, исторического минимума за многие-многие десятилетия. Наверное, никогда такой несчастной и слабой авиационной отрасли на Украине, как сейчас, не было. Собственно, и авиакомпаний там буквально единицы, и даже национальный перевозчик представляет из себя мелкую региональную европейскую авиакомпанию - не более того. Поэтому объем перевозок, в общем-то, незначительный. Но потеря возможности летать в Россию и через Россию - это огромный удар по экономике этой компании и всех других авиакомпаний на Украине. Доля России очень весома в их бизнесе.

"Вести ФМ": А какова процентная составляющая?

Гусаров: О процентной составляющей мы можем судить по недавнему заявлению директора аэропорта Борисполь, в частности: только от потери российских авиакомпаний аэропорт Киева - главные воздушные ворота страны – теряет 30% дохода.

"Вести ФМ": Это аэропорт, который обслуживает российские самолеты. А крупнейшая авиакомпания Украины сколько потеряет от того, что не сможет летать в Россию и над Россией?

Гусаров: "Международные авиалинии Украины" уже делали заявление, что они опасаются введения контрсанкций со стороны России. Они, конечно же, не озвучивали, какова доля российского рынка в общем бизнесе, но она в любом случае достаточно весома. Хотя у них и много других международных направлений имеется. Но самое-то печальное, наверное, что они потеряют возможность транзитных перевозок. Ведь раньше россияне летали на Украину и дальше улетали в других направлениях, то есть использовали Украину как более дешевый транзитный пункт. Сегодня эта возможность будет абсолютно потеряна, а значит, потери будут не только между Украиной, допустим, Москвой и Киевом, но у этой авиакомпании будут потери и на других направлениях. Просто не полетит российский пассажир.  

"Вести ФМ": А каким образом теперь можно будет добраться до Украины?

Гусаров: К сожалению, теперь альтернатива только одна – наземные виды транспорта. Пока они еще не блокированы, хотя все может произойти. Я не исключаю, что появятся предложения транзитные через Минск, Вильнюс, Ригу, Варшаву, возможно. Но в любом случае это будут достаточно экзотические решения, потому что они будут значительно более длительные по времени. Все-таки между Москвой и Киевом - час, а там будет несколько часов, да еще и пересадка. И, конечно же, более дорогие. Учитывая  общее состояние экономики Украины, я не думаю, что большое количество граждан будут готовы (в первую очередь – граждан Украины) летать в Россию по такому сложному дорогому маршруту. А все-таки надо понимать, что если россияне могут, скажем, отказаться от полетов на Украину, допустим, отложить поездки к родственникам или отказаться от транзита через Украину, то те граждане Украины, которые работают в Российской Федерации, им просто деваться некуда. Им каким-то образом придется добираться в Россию, а это - миллионы граждан Украины.

"Вести ФМ": А можно прогнозировать, насколько вырастут цены на такие транзитные перелеты?

Гусаров: Сейчас сложно предугадать. Я понимаю, что авиационная отрасль будет как-то гибко реагировать на эту ситуацию и делать какие-то предложения, а дальше все будет зависеть от спроса. Если спрос будет высокий - значит, цены, может быть, подожмут чуть-чуть пониже. Если спрос будет низкий, то ценовая политика будет соответствующая. Но в любом случае дешевле, чем прямые рейсы, эти перевозки не будут. Посмотрим, кто из перевозчиков вообще будет готов взяться за решение такой задачи.

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Комментарии экспертов. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация