Картинка

Авторские материалы "Карусель, карусель - это прибыль для нас!" ФАС возбудила дело против поставщиков антивирусных лекарств

1 апреля 2016, 21:30

Персоны

Федеральная антимонопольная служба обнаружила масштабные нарушения при госзакупках лекарств. Электронные аукционы захватили постоянные поставщики. Они играют на повышение, чтобы получить максимальную прибыль за счёт бюджета. Почему чужие здесь не ходят, выяснял экономический обозреватель "Вестей ФМ" Павел Анисимов.

Крупные поставщики лекарств для больниц и поликлиник поделили рынок почти во всех регионах, говорят в антимонопольной службе. На днях ведомство возбудило одно из крупнейших дел о картельном сговоре при госзакупках дорогих противовирусных препаратов. 4 компании устраивали так называемую карусель и по очереди выиграли 500 электронных аукционов на 700 миллионов рублей, рассказывает начальник Управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев:

"Мы находим переписку между компаниями, когда они делят аукционы и договариваются: давай ты выиграешь на этом аукционе, а мне уступишь этот аукцион. Цель очень простая: договориться между собой, не пустить никого больше на эти торги. Поочередно выигрываются эти торги с максимально возможной ценой. Соответственно, государство нерационально расходует денежные средства".

Минздрав переплачивает практически за все группы медикаментов и медицинских изделий, считают антимонопольщики. Масштабы потерь бюджета от картельного сговора можно оценить на примере одного из поставщиков, говорит руководитель проекта "За честные закупки" Общероссийского народного фронта Анастасия Муталенко. Фирма с завидной для конкурентов регулярностью выигрывает многомиллионные торги в разных регионах. При этом контрактная цена одного и того же препарата для лечения онкобольных различается на десятки процентов:

"Тот же самый препарат в Карелию уходит на 20 процентов ниже, чем в Московскую область. А учитывая, что препарат недешёвый - более 100 тысяч рублей за упаковку - при закупке на сумму 175 миллионов рублей возможная экономия могла бы быть 20 и более миллионов рублей. В другие области он поставлялся ещё дешевле. И если бы министерство Московской области более грамотно анализировало уже состоявшиеся закупки и цены, то можно было бы сэкономить и до 30 процентов".

То есть если бы не картельный сговор, можно было закупить на треть больше лекарств. Или заказать более качественные препараты, на нехватку которых жалуются пациенты и врачи. Антимонопольная служба вычисляет нарушителей, лишь когда тандем поставщиков засвечивается в сотнях конкурсах. Поэтому вопросы есть и к госзаказчикам, заявляет Андрей Тенишев:

"Когда одни и те же компании на протяжении нескольких лет выигрывают с минимальным снижением цены, когда не приходят конкуренты на торги - ни один госзаказчик ни разу этим обстоятельством не смутился. И я думаю, у нас будут антимонопольные дела и в отношении заказчиков тоже".

Сегодня доказать картельный сговор намного легче, чем 10 лет назад, отмечает президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. И то множество дел, которые сейчас ведёт антимонопольная служба, стало возможно во многом благодаря введению электронных торгов. По мнению эксперта, стартовые цены могли быть ещё ниже, если к аукционам напрямую привлекать производителей лекарств:

"На торги приходит компания. Как правило, это дистрибьюторы, иногда - сами производители. С этим у нас тоже большая проблема - у нас выходят на торги дистрибьюторы, которые в принципе не производят ничего. Они потом выигрывают торги и приходят к производителю - давайте продавайте. Понятно, что передаточные звенья - тоже очень большая проблема".

Антимонопольную службу не смущают масштабы картельных договоренностей вокруг госзакупок лекарств. Проверяющие уверены: несколько громких дел с уголовным финалом обязательно изменят ситуацию на торгах.

Авторские материалы. Все выпуски

Новые выпуски

Авто-геолокация