Актуально Украина запустит ракеты вблизи Крыма
Как заявляет украинская сторона, она планирует провести ракетные стрельбы в своём воздушном пространстве, которое находится, как они заявляют, "к западу от Керченского пролива". Ровно в этом месте находится как раз Крым. О том, что может сделать Россия в данной ситуации, говорит доктор юридических наук, профессор Василий Николаевич Гуцуляк.
Что делать России в данной ситуации? Кстати, до сих пор не объявлено, что будут прекращены полёты в Симферополь 1 и 2 декабря. Ещё есть время у российского правительства ввести этот запрет? И что будет с авиакомпаниями?
В. Гуцуляк: Время пока ещё есть. А вот о вопросе, что делать, можно порассуждать. Прежде всего, следует сказать, что иногда апеллируют, что в международном праве предусмотрена норма, которая регулирует проведение учений в том или ином районе Мирового океана или воздушном пространстве. На сегодняшний день таких конкретных норм международного права не существует.
Другое дело, что здесь мы исходим из ситуации (абстрагируясь сейчас от того, правомерно или неправомерно присоединение Крыма, это тема для отдельного разговора), что на сегодняшний день реальность такова, что существует территориальный спор между двумя государствами. С одной стороны, это Российская Федерация, с другой стороны – Украина. И каждое из этих государств претендует на осуществление суверенитета в отношении определённой территории. Суверенитет – это территориальное верховенство, независимость в международных отношениях, когда речь идёт об определённых территориях. Суверенитет осуществляется не только над сухопутной территорией, но и в отношении такого особого морского пояса, примыкающего к сухопутной части, называемого "территориальным морем". Этот морской пояс установлен в соответствии с нормами международного права шириной в 12 морских миль (порядка 22 км). И, соответственно, в отношении воздушного пространства над этим территориальным морем. И вот как раз в этом воздушном пространстве декларирует о своём намерении провести учения (учебно-ракетные стрельбы) одно из государств, которое претендует на суверенитет.
В этой ситуации что делать? Как это ни банально звучит, тут всё-таки придётся, видимо, договариваться, потому что каких-то универсальных норм международного права на этот счёт нет. Большей частью этот вопрос регулируется либо двусторонними соглашениями, либо так называемой "общей морской практикой", в соответствии с которой государство, которое намерено провести учения в том или ином районе, обязано заблаговременно проинформировать все заинтересованные стороны. Например, для моряков это делается через так называемое "извещение мореплавателям", через средства радиосвязи и другие технические средства. Аналогичная ситуация и по воздушному пространству.
То есть, в данном случае Украина предупредила, что она проводит стрельбы, а РФ вообще не нужно было ничего говорить, поскольку, как вы сказали, надо просто поставить в известность. Российской Федерации нужно было сразу прекращать все полёты на Крымский полуостров, памятуя, что, даже если бы Украина в соседнем воздушном пространстве проводила стрельбы, украинская ракета может полететь куда угодно. То есть, может быть, вообще не нужно было бодаться по этому поводу, а просто, что называется, спасать людей, прекращать полёты и в эти дни не летать, где бы Украина ни проводила учебные стрельбы?
В. Гуцуляк: Во-первых, если говорить по этой части воздушного пространства, да, я согласен, что ни гражданская авиация, ни торговые суда не должны быть заложниками ситуации. И, как минимум, нужно обходить эти районы судам, как торговым, так и воздушным.
А что касается, как вы сказали, "бодаться", наверное, бодаться нет необходимости, но вопросы эти должны заблаговременно утрясаться, потому что, если это пока первый и единственный случай, то не исключено, что потом такие случаи будут нарастать лавинообразно.
Вы хотите сказать, что Украина может каждый месяц объявлять учебные стрельбы в этом районе, в результате чего авиасообщение с полуостровом просто прекратится, так?
В. Гуцуляк: Технически это совершенно возможно. Именно так. Поэтому нужно, чтобы этот вопрос утрясался по линии профильного ведомства – Минтранса, что сейчас и делается. Пусть профильные ведомства обоих государств договариваются и находят какое-то компромиссное решение. И, думаю, оно будет найдено. Но оставлять это и пускать на самотёк я бы не стал.