Картинка

Завтра в мире Энергоэффективность: обращать внимание и считать эффект

30 ноября 2016, 19:30

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

Гость в студии – Олег Перцовский, директор по операционной работе кластера энергоэффективных технологий Фонда "Сколково". С ним мы говорим о том, как российские энергоэффективные технологии применяются на российском и международном рынках.

Какое развитие получила тема энергоэффективных технологий в последнее время в России и за рубежом? Что произошло знаменательного, конкретного в Фонде "Сколково"? Конец года, пора подводить итоги.

О. Перцовский: Если говорить про то, что происходит в мире, то виден значительный прогресс многих технологий. И технологий возобновляемой энергетики, и технологий накопления энергии. Их стоимость с каждым годом снижается, а конкурентоспособность растёт.

Если говорить про Фонд "Сколково", у нас есть целый ряд разработок, которые также стараются быть на уровне или даже опережать то, что существует в мире. Мы в нашем кластере занимаемся тремя основными блоками, поскольку тема энергоэффективности – очень широкое понятие.

Первый блокповышение эффективности нефтегазового сектора.

Второй блок повышение эффективности электроэнергетики, генерации электроэнергии, её передачи, накопления энергии.

И третий большой блокповышение энергоэффективности в потреблении.

И по каждому из этих направлений мы видим активный рост и по количеству, и по качеству разработок.

Наверное, наибольший прогресс по понятным причинам отмечается в нефтегазовом блоке. Здесь есть, с одной стороны, спрос на технологии, а с другой стороны, есть хорошая база. Кроме того, много новых технологий есть в секторе ЖКХ, энергоэффективность которого всегда является болезненным моментов для российской экономики. Повышение энергоэффективности в ЖКХ может стать значимым фактором ускорения развития экономики. И, наверное, есть ряд интересных и перспективных проектов, может быть, ещё не настолько продвинувшихся, как по первым двум направлениям, в таком особо высокотехнологичном секторе, как, например, накопление энергии.

Что удалось собрать на Startup Village 2016? Зажглись ли там какие-то "звёзды"?

О. Перцовский: Я бы не стал говорить про отдельные проекты со Startup Village 2016, поскольку там было представлено очень большое количество интересных разработок. Как тех, которые уже являются нашими участниками, так и новых проектов, которые мы увидели в рамках конкурсов, проводившихся там нами. Но даже если посмотреть на выставку проектов, которая была на Startup Village 2016, и тот интерес со стороны посетителей, который был к этим проектам, думаю, что результаты будут очевидными. Некоторые из проектов даже умудрились осуществить какие-то продажи прямо на выставке.

Меня очень обрадовали ваши слова об интересе со стороны посетителей выставки. Это о чём говорит? О том, что действительно энергосберегающие технологии становятся более востребованными. Очевидно, что стартапы будут тогда популярны и внедряемы, когда в них появится необходимость и когда их будут воспринимать.

А как вообще меняется отношение потребителей (физических лиц и крупных компаний) к новым предложениям, которые возникают со стороны разработчиков в плане энергосберегающих технологий?

О. Перцовский: Конечно, в самом кластере мы непосредственно взаимодействуем больше с крупными компаниями на рынке "B2B" ("Business to business" или "бизнес для бизнеса"). Здесь за последние несколько лет произошли серьёзные изменения. Если пять лет назад, когда мы начинали развитие этого направления, всё было крайне тяжело и все компании говорили, что у них есть зарубежные разработки и они не хотят пробовать что-то новое, то сейчас ситуация меняется. Мы видим, что всё больше компаний во всех упомянутых сегментах начинают выказывать готовность к использованию разработок наших участников. Очень много сейчас пилотных проектов реализуется. То есть, компании стали готовы не только покупать то, что уже сделано и где-то опробовано (это всегда традиционная проблема, кто же будет первым и кто будет испытывать новые технологии), то сейчас многие компании готовы к проведению таких пилотных испытаний на своих объектах. И по итогам таких испытаний они уже принимают решения о дальнейшем использовании этих технологий.

А какая мотивация у этих компаний? Вы их как-то мотивируете, чтобы они пускали на свои мощности новые технологии? Или это их добрая воля и, если хотите, гражданская позиция? Да, мы хотим пользоваться новыми технологиями, разработанными в России, мы хотим помогать, поддерживать их. А то ведь, если не опробовано нигде, то и мы подождём. Это как с молодым специалистом. Вроде бы всем нужны молодые, перспективные специалисты, но в резюме всегда стоит строчка о пятилетнем опыте работы соискателя.

О. Перцовский: Я бы не сказал, что у нас есть какие-то специальные инструменты для крупных компаний. Всё-таки наш основной инструментарий по поддержке именно разработок и наша роль – консультативная и разъяснительная. И здесь наша задача стараться открывать двери, налаживать контакты. А уже в процессе этих контактов многие компании действительно убеждаются в том, что разработки стартапов, которые мы им предлагаем, оправданы с экономической точки зрения и, возможно, стоит рискнуть и попробовать реализовать "пилот" с тем, чтобы получить в дальнейшем значимый экономический эффект.

И сейчас многие компании действительно стали обращать на это внимание и считать эффект, который они могут получить, даже если он будет не непосредственно сейчас, а на протяжении жизненного цикла продукта.

Если говорить об экономии, то о каких цифрах может идти речь? Сколько может добавить в бюджет применение энергоэффективных технологий?

О. Перцовский: Наверное, про то, сколько можно добавить в бюджет в целом, я бы не стал говорить, потому что технологии очень разные, по разным направлениям…

Какая-то, пусть даже очень грубая экспертная оценка есть? Как бы могла измениться ситуация через несколько лет, если бы активно стали применяться предлагаемые сегодня энергосберегающие технологии?

О. Перцовский: Есть оценки экспертов, что даже сейчас, если активно внедрять те энергоэффективные технологии, которые экономически уже оправданы, то порядка 25-30 процентов экономии в использовании энергии можно достичь в экономике. Это не мои цифры, а те оценки, которые я видел. Конечно, здесь мы говорим не только про новые разработки, во многих отраслях хозяйства имеет смысл внедрять хотя бы то, что уже существует. Просто разработанная масштабность его внедрения пока не достаточна.

Если мы говорим о разных отраслях, то какие отрасли сегодня наиболее восприимчивы к применению энергосберегающих технологий?

О. Перцовский: Как мне кажется, наиболее активно у нас идёт взаимодействие с нефтегазовым сектором. Мы видим целый ряд технологий, которые активно внедряются, а я имею в виду разработки наших участников, как в российских нефтегазовых компаниях, так и, а у нас есть примеры, когда наши разработки представляют интерес, в нефтегазовых компаниях из-за рубежа. Есть, например, стартапы, которые успешно внедряют свои технологии в США, в Китае, в Саудовской Аравии, вообще на Ближнем Востоке и в ряде других стран. Поэтому это направление наиболее активно развивается, и мы на него делаем серьёзную ставку, создав отдельный внутри нашего кластера нефтегазовый центр, который за последний год нарастил количество проектов практически в два раза.

Как воспринимаются российские энергосберегающие технологии в других странах?

О. Перцовский: Наверное, в какой-то момент есть некоторая настороженность. Но в дальнейшем, опять же есть хороший опыт, причём не только по нефтегазовому сектору, а и по технологиям накопления энергии, по технологиям для ЖКХ (очистка воздуха, отопление), они вполне активно внедряются, причём как на восточных рынках (в том же Китае), так и на западных – в Европейском союзе и в США. Поэтому барьеры, наверное, какие-то существуют, но если продукт действительно хороший, то эти барьеры преодолимы.

К примеру, один из наших стартапов, который занимается повышением нефтеотдачи пласта для нефтедобычи, недавно стал финалистом одного из конкурсов инновационных проектов в США. Кроме него, в финал конкурса вышли такие компании, как "Сауди Арамко" ("Saudi Aramco") и "Бейкер Хьюз" ("Baker Hughes"). Это, на мой взгляд, и есть определённое признание.

А если говорить о внимании со стороны государств к энергосберегающим технологиям, то какие страны сегодня действительно уделяют этому серьёзное внимание?

О. Перцовский: Во-первых, многие страны сегодня действительно в той или иной степени активны с точки зрения повышения энергоэффективности. Кто-то смотрит напрямую с точки зрения повышения энергоэффективности, кто-то – с точки зрения увеличения доли возобновляемой энергетики, кто-то – с точки зрения снижения выбросов углекислого газа в атмосферу. Но на самом деле всё это – грани одной медали. Наверное, страны Евросоюза здесь наиболее активны. В том числе и с точки зрения финансовых инструментов по поддержке разработки таких технологий.

А Россия сейчас в общемировом контексте как выглядит?

О. Перцовский: Мне кажется, что сейчас у нас есть достаточный набор инструментов для того, чтобы поддерживать развитие и внедрение таких технологий. На самом деле есть ещё, конечно, то, над чем работать. Сейчас, мы со многими другими коллегами сотрудничаем в рамках Национальной технологической инициативы по дорожной карте EnergyNet. Там предусмотрен целый ряд дополнительных инструментов, в том числе обсуждается какое-то изменение нормативной базы, которое позволит ускорить внедрение новых технологий именно в электроэнергетическом секторе. Но, тем не менее, сейчас уже существует довольно много инструментов, которые позволяют технологиям как создаваться и развиваться (в первую очередь через институты развития), так и в дальнейшем внедряться.

Полностью беседу с гостем программы слушайте в аудиофайле.

 

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация