Сигналы точного времени Нужен ли стране Ельцин-центр?
На днях бурная заочная дискуссия разгорелась между режиссером Никитой Михалковым и вдовой первого президента России Бориса Ельцина, Наиной Ельциной. Михалков заявил, что в Ельцин-центре детям "промывают мозги", говорят, как всё было ужасно у нас в стране, пока не пришел Борис Николаевич и не спас Россию. По мнению режиссера, все это - искажение истории страны. Наина Иосифовна в ответ заострила внимание Никиты Сергеевича на том, что сам он - лично! - в центре не был и рассуждает в стиле "не видел, но осуждаю". Кто прав? И нужен ли вообще стране Ельцин-центр - беседа с политическим обозревателем ВГТРК Андреем Медведевым.
Андрей Медведев: Я думаю, что вся дискуссия, которая началась вокруг Ельцин-центра, обусловлена двумя очень важными моментами: одна ложь и фальшь наложилась на другую, поэтому мы получили именно такое неприятие, именно такое отторжение такого явления, как «Ельцин-центр». Ведь если бы за 9 миллиардов рублей где-нибудь, скажем, в Рязани, был построен оборонный завод – Рязанский танкостроительный завод имени Бориса Ельцина – не думаю, что у кого-то это вызвало идиосинкразию или скрежет зубов. Если бы в Забайкалье, Амурской области, Хабаровском крае построили девять физкультурно-оздоровительных комплекса имени Бориса Ельцина с бесплатным посещением для детей, наверное, тоже бы вопрос ни у кого не возник, стоил ли назвать именем Ельцина – ходили бы и даже не задумывались!
Но когда за 9 миллиардов рублей Екатеринбурга, города, который и так изрядно отличается либеральной фрондой, где в университете выступает Штайнмайер и рассуждает про аннексию Крыма. Где в том же университете закрывают выставку, посвящённую Великой Отечественной войне, потому что сильно симпатизирующий украинским карателям преподаватель считает, что это неправильная выставка… И когда на фоне этого открывают построенное за 9 миллиардов рублей бессмысленное сооружение, у людей возникает простой и логичный вопрос: это нам зачем?!
А продолжение становится ещё более интересным, потому что оказывается, что это не просто большое бессмысленное сооружение за 9 миллиардов рублей, которое стоит посереди города и всех раздражает, но ещё и там начинают сочинять какую-то новую концепцию истории, там начинают сочинять какую-то новую историческую реальность! Нам показывают дичайший ролик – он уже давно выложен в интернете, его можно посмотреть – дичайший ролик о том, что тысячу лет до Ельцина в России была сплошная Кали-Юга, эпоха чёрной богини смерти! А потом пришёл, понимаете ли, Борис, князь Борис, на царство…!
Андрей Медведев: … сама экспозиция Ельцин-центра ведь не лживая. Но она очень много чего недоговаривает. Это такая ложь-умолчание. Мы рассказываем про девяностые, про либеральные реформы, но не рассказываем, сколько людей умерло в результате либеральных реформ. Мы говорим о расстреле парламента, но не говорим о том, как это происходило и что это был за кризис власти и почему люди встали на защиту парламента! И какие ценности они пытались отстоять, защитники Белого дома, там ведь были разные люди – там ведь были не только неонацисты «баркашовцы»! С ними в ряду стояли ветераны Великой Отечественной войны – не потому, что они нацистов любят. А потому что они не могли принять, то что с их страной делают. Тоже самое касается части экспозиции, посвященной Чеченской войне. Её фактически там нет! Там есть несколько фотографий – а это страшная трагедия, за которую Борис Ельцин несёт персональную ответственность!
И если уж мы говорим о музее памяти, тогда давайте не будем заниматься кастрацией этой памяти! Либо всё, или ничего. Мне кажется, что именно по этой причине у людей Ельцин-центр вызывает совершенно справедливое непонимание, неприятие и раздражение.
Андрей Медведев: Ведь, как объясняют: Ельцин, он же великий! Вообще, были девяностые! А в стране есть много людей, которые хотели бы видеть памятник Сталину. И это справедливое требование, это справедливое желание. Это справедливое желание восприятия истории Великой Отечественной войны! Роль Сталина в победе признавали в том числе и советские полководцы. Даже после смерти Сталина…
Рассуждения о том, что войну выиграл народ – это лукавые рассуждения. Эти рассуждения придумывают наши либералы. И они лукавые хотя бы потому, что эти же либералы потом говорят: народ-то был, так себе… герои ваши – пьяницы и шизофреники!
Андрей Медведев: …очень многие люди не испытывают никакого трепета перед девяностыми, не испытывают никакого пиетета перед Борисом Ельциным, не испытывают ни малейшего желания в это время вернуться – никакой ностальгии, потому что в это время не было ни безопасности, ни возможности заработать – не было ничего! Была возможность просто умереть. И не обязательно на чеченской войне, развязанной бандитами в Москве и в Грозном, которые просто разменяли два народа. Столкнули – и засунули в эту мясорубку. В Москве можно было просто умереть, потому что ты не понравился какому-нибудь бандиту. Он ехал по улице, ты не так на него посмотрел – он остановился, вышел и тебя убил. Я не преувеличиваю! Я эти случаи снимал! Я про них рассказывал неоднократно!
… я понимаю, почему Бориса Ельцина любит наша бизнес-элита и олигархи: потому что в те годы они и получили всё, что они получили! В те годы они спокойно, пока страна смотрела за тем, что происходит в Чечне, пока страна пыталась выживать – за копейки были скуплены – фактически, похищены у государства заводы. Приватизация – это было массовое хищение государственной собственности в особо крупном размере!
Андрей Медведев: Если бы кто-то построил Ельцин-центр лет десять назад, мне кажется, проблем бы и не было. Тем более 15 лет назад. Но сегодня, когда общество выздоравливает, когда общество исторгает из себя неестественные для него либеральные ценности, когда общество возвращается к каким-то простым понятным для себя стержневым вещам и основам, после Бессмертного полка, после того, как мы по-другому начали отмечать 9 Мая, после Крымской весны, это сооружение смотрится неким вызовом…
Полностью беседу с Андреем Медведевым слушайте в аудиофайле.
Сигналы точного времени. Все выпуски
- Все аудио
- Час с психологом