Картинка

Завтра в мире Они помогают замедлить старение

11 января 2017, 19:45

Программу "Завтра в мире" ведёт Лариса Катышева.

В программе – беседа с вице-президентом Фонда "Наука за продление жизни" Юрием Дейгиным. Он рассказал о том, что такое пептиды и как они помогают в борьбе со старостью и возрастными заболеваниями, а также самом главном из них – болезнью Альцгеймера.

Интервью записала журналист Софья Еркушова.

Мы говорим об очень сложной для обывателя теме: о старении и о том, как это старение можно предотвратить или хотя бы замедлить.

Ю. Дейгин: В идеале стареть никому не хочется.

Ваша основная специальность – это пептиды и их роль в борьбе против болезни Альцгеймера и других возрастных изменений человека.

Ю. Дейгин: Да. Моя основная компетенция лежит в области разработки пептидных лекарственных средств, так как я этим занимаюсь с 2009 года в коллективе учёных под руководством моего отца – профессора Дейгина.

А продление жизни – это то, чем я занимаюсь в свободное от работы время. Потому что это волонтёрская деятельность. И тут есть некое пересечение в том, что мы пытаемся также работать над разработкой новых лекарств для таких возрастозависимых заболеваний, как болезнь Альцгеймера.

При этом у нас за несколько лет уже появилось понимание, что нужно ещё и пытаться работать с первопричинами всех заболеваний, которые являются возрастозависимыми. То есть, риск их возникновения растёт в геометрической прогрессии с возрастом. В какой-то момент человеческий организм перестаёт справляться с патогенетическими процессами, и человек либо заболевает Альцгеймером, либо раком, либо у него возникают сердечно-сосудистые заболевания. Сейчас медицина пытается бороться с ними симптоматически. То есть, она пытается лечить каждое из этих заболеваний отдельно. И тут никто против этого ничего не имеет.

Но, когда мы говорим, что бороться надо на самом деле с первопричиной – с самим процессом старения, то тут часто и у обывателей, и даже у врачей-специалистов возникает вопрос: во-первых, а можно ли это делать, во-вторых, целесообразно ли?

Поэтому одна из больших задач Фонда "Наука за продление жизни" заключается в том, чтобы донести до общества, во-первых, возможность борьбы со старением, а во-вторых, её необходимость. Потому что если мы хотим избавить мир от таких страшных заболеваний, как рак, Альцгеймер, инфаркты, инсульты или даже диабет, то нам надо не лечить каждое заболевание в отдельности, а понять, что у них общая причина, а именно: возрастная деградация организма, которую мы все называем "старением", и сконцентрироваться на ней.

Ещё тут важно понять, что та парадигма мышления, которая сейчас у нас существует, что старение и смерть – это нормально и приемлемо, она неправильна. Точно так же, как мы считаем сейчас, что смерть от рака – это плохо, мы должны считать, что смерть от чего угодно – это плохо. В любом возрасте. Нет разницы для любого человека. Когда он умирает, он в любом возрасте не хочет умирать, что в 40 лет, что в 90 лет. При этом это та борьба, которую необходимо развернуть как можно скорее, иначе ни мы, ни наши дети, ни наши родители до этого не доживут.

Почему пептиды? Мне кажется, это слово какое-то "магическое". Человек слышит слово "пептиды" и понимает, что да, я что-то об этом читал, слышал, но фактически люди, которые далеки от медицины, ни за что на свете не скажут, что такое пептиды. Расскажите, что такое пептиды?

Ю. Дейгин: Объяснить, что такое пептиды, на самом деле просто. Все слышали про белки и про то, что их надо больше есть. А пептиды – это такие же белки, но маленькие, младшие братья белков. И белки, и пептиды представляют собой те же самые цепочки аминокислот, которые, во-первых, составляют большинство мышечной ткани человеческого организма, а, во-вторых, они ещё играют большую регуляторную роль в организме.

Как известно, человеческие гены транслируются в белки, которые уже выполняют какую-то функцию в организме. Часто эти белки расщепляются на более мелкие компоненты, которые являются пептидами. То есть, это просто вопрос терминологии. Химики органическое соединение, состоящие из 50 аминокислот и более, называют белками. А до 50 аминокислот называют пептидами. То есть, пептид – это просто класс органических химических соединений. У них нет каких-то особых магических свойств, которые присущи всем пептидам. Точно так же, как мы не можем сказать, что все кислоты плохие. Есть аскорбиновая кислота, она хорошая, а есть серная кислота, которую внутрь точно употреблять не стоит. Поэтому и все пептиды очень разные.

А почему я ими занялся? Прежде всего, у меня отец ими занимается всю свою научную жизнь. И в какой-то момент я тоже к нему присоединился, и мы продолжили разрабатывать пептидные лекарства.

Чем пептиды могут помочь в борьбе со старением?

Ю. Дейгин: Ну, со старением бороться пока сложно. Как я в начале сказал, нет прямого пути (по крайней мере, у нас) по воздействию на организм, чтобы мы могли сказать: вот, у нас уже есть такой пептид, если вы его выпьете завтра, то перестанете стареть. К сожалению, пока такого нет.

У нас есть пептиды, которые мы исследуем на различных модельных животных, которым, как мы видим на мышах или мухах дрозофилах, они пока продляют жизнь на несколько процентов. Но о том, чтобы их можно уже направить на клинические исследования, пока ещё говорить рано.

Более того, мы пока даже не можем проводить клинические исследования против старения, потому что старение ещё даже официально не признано заболеванием. Сейчас идёт такая работа по лоббированию во Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), чтобы сам процесс старения был включён в список заболеваний или паталогических процессов, с которым можно бороться медицинскими способами.

А что именно делают пептиды в человеческом организме?

Ю. Дейгин: Те пептиды, которые мы исследуем, они направлены на иммунную систему. Как мы знаем, с возрастом иммунная защита человека очень сильно снижается, и у человека происходит такой процесс, как "инволюция тимуса", то есть вилочковой железы, которая первые 20 лет отвечает за основную работу иммунитета человека, после 25 лет она начинает потихоньку растворяться или атрофироваться, и к 60 годам вообще её в организме не остаётся.

Поэтому один из механизмов замедления старения – это повышение иммунной системы человека, регулярная иммунная стимуляция, которая продляет жизнь модельным животным на 20 процентов. Конечно, это не тот результат, которого мы бы хотели достичь. Мы хотели бы в идеале вообще получить полное замедление старения, но, пока у нас таких радикальных средств продления жизни, мы работаем над тем, чтобы получить хотя бы небольшой шанс продлить свою жизнь для того, чтобы хотя бы дождаться появления этих радикальных терапий. Тут на самом деле много геропротекторов уже известны. Например, рапамицин или метформин. Это два стандартных препарата, которые уже применяются в клиниках, где используются их геропротекторные свойства. Кстати, в США даже уже разрешили клинические исследования препарата метформин на предмет продления жизни. Американцы тут даже немного впереди всей планеты. Не дожидаясь того, что Всемирная организация здравоохранения включит старение в свой классификатор болезней, они уже разрешили провести клинические испытания.

Я обычно спрашиваю гостей об их планах на жизнь. Но у вас-то изначально планы наполеоновские. Как вы видите будущее пептидных лекарств через год, пять и десять лет?

Ю. Дейгин: Главный план, конечно, – это не умереть. И если можно было бы это делать максимально долго, то и всё остальное тогда получилось бы успеть. А будущее пептидных лекарств сейчас мне видится очень перспективным. Мировая фармацевтика начинает немножко уходить от моноклональных антител (это такие большие белки, которые вызывают часто вторичный иммунный ответ, поэтому они не могут применяться многократно на пациентах). Виден возврат к пептидным препаратам, которые намного меньше (это маленькие цепочки аминокислот) и не обладают иммуногенностью, то есть организм не пытается их уничтожить. Иммунная система не реагирует на них, как на каких-то чужеродных захватчиков.

Именно из-за их размеров?

Ю. Дейгин: По разным причинам, но в основном, да, из-за размеров. Часто небольшие пептиды просто не вызывают иммунного ответа. Потому что иммунная система человека настроена на более больших захватчиков – микробы, патогены, бактерии и вирусы. Она ищет в них какие-то последовательности, которые потом она может использовать, как антигены, чтобы вызвать иммунный ответ. А пептиды слишком малы, чтобы этот иммунный ответ вызывать.

Полностью беседу с гостем программы слушайте в аудиофайле.

Завтра в мире. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Завтра в мире
  • "Стартап дня"

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация