Картинка

Слово за вами Открытые данные становятся мировым трендом

9 июля 2011, 14:32

Персоны

Стартовал первый российский конкурс для разработчиков проектов, основанных на открытых государственных данных - Apps4Russia. Государственные услуги, коммунальное хозяйство и экология - самые перспективные темы, по мнению организаторов. Как  работают аналогичные проекты за рубежом? И какие шансы на успех в России? Об этом Павел Давыдов беседовал с одним из учредителей Apps4Russia Иваном Бегтиным в эфире радио "Вести ФМ".

Давыдов: В студии - Павел Давыдов. Здравствуйте. У нас гость - Иван Бектин, директор лаборатории интеллектуального анализа данных. Иван, здравствуйте. Итак, Иван, вы также руководитель проектов "Гослюди.ру", "Госсеть.ру", "Официально.ру" и других. Все правильно?

Бектин: Да, совершенно точно.

Давыдов: Вы еще работаете над проектом Apps4Russia, но об этом мы поговорим позже в нашей программе. А сейчас давайте о вышеупомянутых сайтах. Итак, Иван, эти проекты, которые я перечислил, в первую очередь объединены анализом данных, которые извлекаются из государственных структур. Эти данные законодательно являются открытыми, но, как я понимаю, открытые не всегда доступны. Вы могли бы для начала пояснить, в чем именно заключается ваша работа, и как это выглядит на практике. Другими словами, как все это работает.

Бектин: Да, конечно. Я считаю, что основа моей работы - это такое понятие, как открытые данные. Это нечто, что можно уже назвать мировым трендом, к сожалению, это пока еще не очень развито в России, но все меняется буквально на глазах. Главный смысл открытых данных - в том, что органы государственной власти раскрывают информацию о своей деятельности не просто в виде каких-то документов, страниц, то есть чего-то, что можно исключительно посмотреть и использовать для того, чтобы упомянуть, а в специальных форматах, которые предусматривают автоматический анализ, так называемые машиночитаемые форматы.

Давыдов: Где эти данные размещаются со стороны государства?

Бектин: Государство публикует эту информацию на своих информационных ресурсах, в основном, на официальных сайтах органов власти.

Давыдов: И правильно я вас понимаю - тут важно грамотно их расшифровать.

Бектин: Да, здесь важна и расшифровка, и формат их доступности. Потому что одну и ту же информацию можно подать настолько по-разному, что интерпретация тоже будет очень сильно отличаться.

Давыдов: Например, раскрыть информацию о государственных растратах, да?

Бектин: Да. Но, скорее, все-таки не о растратах, а, думаю, о контрактах.

Давыдов: А потом мы домысливаем, журналисты, и там уже получается, что, например, Минобороны потратил на такие-то цели такие-то деньги. И глаза на лоб лезут, как минимум.

Бектин: Да, безусловно. И, честно говоря, я повторяю это довольно-таки часто, и не все мне верят. Но я могу сказать это совершенно точно - мы являемся всего лишь одной из трех стран мира, которые действительно раскрывают всю информацию о собственных расходах. Причем, раскрывают это на, как я описал, специальных машиночитаемых форматах. Кроме нас это делают всего две страны - это Соединенные Штаты и Великобритания.

Давыдов: Чуть подробнее давайте коснемся вопроса международной практики. Как это работает у них, и какие параллели можно провести у нас. Мы отстаем или, наоборот, мы впереди?

Бектин: Мы отстаем в том, что касается системности подхода. У нас нет единой государственной политики в этой области. У нас нет фундаментальных законов, которые бы это регулировали. И у нас нет поддержки первых лиц. Но если мы будем говорить о вполне конкретных отраслях и мероприятиях, там это все весьма прозрачно. Например, Российское казначейство раскрывает огромные данные о государственных расходах, и делают это в рамках российского законодательства.

Полностью слушайте в аудиоверсии

Слово за вами. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация