Слово за вами Россиянам кризис нипочем
Персоны
Новый обвал на мировых биржах. Американский Насдак рухнул на 7 процентов, столько же потерял китайский Хан Сен, японский Никкей "похудел" на 4,5 процента. Тревожные новости приходят и с российских бирж. РТС и ММВБ неумолимо идут вниз. Как и курс национальной валюты. Евро в ходе торгов впервые за долгое время пробил отметку в 42 рубля. Как вы думаете, кто от выиграет от этой лихорадки, а кто проиграет? Данную тему обсудили Ольга Арсланова и Руслан Быстров со слушателями в эфире радио "Вести ФМ".
Арсланова: Естественно, будем говорить о главном событии последних дней - о лихорадке на мировых фондовых площадках. Естественно, российские фондовые площадки так же трясло, как и все остальные. Если кто не помнит, все это было вызвано снижением кредитного рейтинга Соединенных Штатов Америки. Рейтинг снизило агентство Standard & Poor's, и многие экономисты в один голос стали говорить, что то, что сейчас происходит - это второй виток кризиса, и что все очень похоже на 2008 год. Тем самым они напугали простых граждан, которые тут же начали думать, а что же делать с их небольшими сбережениями.
Быстров: Вот мы и будем как раз разбираться, что это такое? Действительно ли это новая волна экономического кризиса? Насколько все серьезно? И, главное, попытаемся ответить на вопрос с вашей помощью: кто выиграет, а кто проиграет от этой финансовой нестабильности? Пока назовем это так. Кто выиграет, кто проиграет как в России, так и за рубежом, на ваш взгляд?
Арсланова: А я хотела напомнить, что есть люди, которые совершенно точно выиграли от этой биржевой лихорадки. Например, некий спекулянт, имя которого не называется, выиграл на снижении рейтинга США 8,5 миллиардов долларов.
Быстров: Джордж Сорос, может быть?
Арсланова: Подозревают именно его действительно, миллиардера, финансиста Джорджа Сороса. Этот "игрок" инкогнито поставил на кон свои миллионы, что агентство Standard & Poor's лишит США рейтинга, и неожиданно это произошло!
Быстров: Может быть это человек, который составляет рейтинг из агентства Standard & Poor's?
Арсланова: Некий человек, да, все-таки сумел на этом заработать. Говорят, что в кризис такие олигархи, как Прохоров и Керимов, станут лидерами "Форбс", заработают на очередном мировом финансовом кризисе. В плюсе будут хозяева металлургических заводов. Это прогнозируют ведущие экономисты. В общем, во всем этом будем разбираться, будем выяснять с помощью экспертов.
Быстров: Сейчас у нас на прямой связи директор аналитического департамента ИФК "Метрополь" Марк Рубинштейн. Здравствуйте!
Рубинштейн: Добрый вечер!
Быстров: Итак, давайте начнем с самого начала: что это такое, то, что сейчас происходит? Это новая волна финансового кризиса или это просто нервозность, вызванная тем самым пресловутым рейтингом? Нервозность, которая скоро пройдет?
Рубинштейн: Нет, это никакая не новая волна финансового кризиса. Это снижение аппетита к риску, можно это так назвать. Инвесторы переоценивают опять свой "аппетит к риску".
Арсланова: Слушайте, это все больше похоже на какую-то тотальную панику, если честно!
Рубинштейн: Если говорить простым языком, то просто все активы, включая акции, облигации, сырье - инвесторы подумали, что они стоят очень дороги. И учитывая, что сейчас пересматриваются темпы роста и глобальной экономики, и крупнейшей экономики мира - США, в связи с этим пересмотром эти цены были слишком дорогие, чтобы отразить эти новые реалии. И теперь эти цены будут известны, и их, в общем-то, ставят на место.
Быстров: Марк, но чтобы окончательно нас убедить и успокоить, объясните, в чем принципиальное различие между тем, что было в 2008 году, и между тем, что происходит сейчас?
Рубинштейн: Да, очень хороший вопрос. Очень много принципиальных различий, но когда идет такая, не паника даже, но большие продажи, о них забывают. Но различия очень большие.
В 2008 году сама структура, весь скелет финансовой системы оказался в тяжелом положении, потому что один из очень важных инструментов - инструменты, которые называются "ипотечные облигации", составлявшие очень большую часть структуры - стали "расползаться" на части. И это привело к такой реакции. И второе: в 2008 году ожидалось и продолжалось очень сильное снижение цен на недвижимость США и в других странах мира. То есть, это был большой пузырь. Сейчас, например, цены на недвижимость США на несколько процентов ниже, чем до докризисного уровня, а если сравнивать с кризисом, то они на четыре-пять процентов снизились. То есть, сейчас совершенно другая реалия. То, что сейчас мы видим - это снижение аппетита к риску. И что все стоило слишком дорого.
Полностью слушайте в аудиоверсии