Слово за вами Поступок "по совести" шокирует общество
Персоны
Генпрокурор Литвы подает в отставку из-за ДТП. Что заставляет чиновников принимать подобные решения? Данную тему обсудили со слушателями Наталья Шорох и Александр Андреев в эфире радио "Вести ФМ".
Андреев: Сегодня с вами будем обсуждать следующую новость. Генеральный прокурор Литвы подал в отставку после того, как сбил на пешеходном переходе женщину. Авария произошла в Вильнюсе. Пострадавшая была доставлена в больницу с ушибами, но достаточно быстро врачи отпустили ее домой. Генпрокурор Дарюс Валис вызвал "скорую" и полицию, дал показания, а потом написал прошение об отставке на имя президента республики. Ну, и в свою очередь в администрации президента Литвы сказали, что глава государства не намерен увольнять генпрокурора, по крайней мере, до окончания расследования. Мы предлагаем вам ответить на вопрос о том, что заставляет чиновников принимать подобные решения, уходить в отставку из-за каких-то проступков, уходить в отставку, чтобы не мешать ходу расследования.
Шорох: Алексей нам дозвонился уже. Здравствуйте, Алексей!
Алексей: Здравствуйте!
Шорох: Мы вас слушаем.
Алексей: Вы знаете, вот по поводу того, что человек подал в отставку, это как бы не проступок. Это нарушение закона. А человек, который, грубо говоря, представляет закон, естественно, если он его нарушает, то это, грубо говоря, в три раза хуже, чем это делает обычный человек. Я понимаю, что, естественно, кто-то может подумать, да – сбивать людей-то оказывается... кто-то может быть не знает, что это нельзя. Нет, конечно, я говорю в принципе. Если человек, представляющий закон, нарушает, причем нарушает очевидно и достаточно...
Шорох: Да нет, не все так однозначно, Алексей. Он может быть не виноват в этом по закону по тому же, который он представляет, как вы говорите. Следствие разберётся, суд разберется.
Андреев: Во-первых, в законе нигде не прописано, что такая ответственность в три раза выше. Это во-первых. Во-вторых, он еще не признан виновным в совершении какого-то серьезного проступка. Расследование пока продолжается, тем не менее, он уже подал в отставку.
Алексей: Конечно, нет, здесь я абсолютно согласен. Но человек потрясающий, значит, у прокурора есть совесть. И он сам понимает то, что в принципе он сделал, он нарушил закон, и это, я так понимаю и представляю, что ему в работе будет мешать. То есть, отношение будет как к человеку, который нарушил закон, и дальше же пытается этот закон блюсти и призывать к ответственности других.
Андреев: То есть, вы считаете, что дело в совести.
Алексей: Я думаю, что да. Человек просто именно по себе понял, что ему дальше, как говорится, в карьере светить особо ничего не будет. Ну, вот возможно, и скорее всего так и будет.
Андреев: А вот интересно...
Шорох: Пойду бизнесом займусь.
Андреев: ... когда светить не будет – это ведь не совесть.
Алексей: Да. В любом случае человек стремится к чему-то к лучшему. Естественно он занимает высокую должность, но плох тот солдат, что не хочет быть генералом.
Андреев: Понятно, Алексей. Спасибо вам за звонок. Но вот когда говорим о совести, наверное, совесть не может быть, по крайней мере, в применении к таким примерам, в отрыве от общества. И наверное, совесть – это когда становится стыдно, и стыдно становится перед кем-то, перед конкретными людьми.
Шорох: Хорошо, он нарушил закон, как утверждает Алексей, хотя это совершенно неочевидно. Сбить человека – это плохо, в принципе. Это трагедия. Слава Богу, что человек выжил в данном случае. Но все равно это вот – нехорошо. Но по закону тот, кто сбил, может оказать невиновным. А если через какое-то время действительно следствие выяснит, что прокурор-то был не виноват, а пути обратно уже нет. Как-то странна, правда, поступок, как мне кажется, не очень объясним.
Андреев: Это как со Стросс-Каном. Вроде не виноват, а уже поста лишился.
Шорох: А уже, да, уже президентом не станет. Но тем не менее. Михаил на связи. Здравствуйте!
Михаил: Здравствуйте! Я вот предыдущего товарища слушал, в принципе, отчасти согласен с ним. Я думаю, что здесь просто у человека есть действительно понятие совести, понятие чести. Есть какая-то этика поведения. Да, вполне возможно, он не виноват в данной ситуации. Вполне возможно, там были, может быть, какие-то причины. Но он официальное лицо. Официальное лицо, занимающее немалый руководящий пост. И вот эта должность – она, на мой взгляд, накладывает отпечаток поведения и меру ответственности, несоизмеримо более высокую, нежели у обычного гражданина.
Полностью слушайте в аудиоверсии.