В полный рост Инвесторам остаётся прятать деньги под матрас
Персоны
Евро подешевел к доллару до минимума с начала октября. Рынок обеспокоен новыми признаками ухудшения макроэкономической ситуации и долговых проблем еврозоны: падением уровня потребительского доверия во Франции и ростом доходности итальянских госбумаг при ослаблении спроса на них. Экономические итоги недели подводили Александр Кареевский и Елена Щедрунова в студии радио "Вести ФМ".
Щедрунова: Приветствуем всех, кто интересуется тем, что происходит в экономике, и в мировой прежде всего.
Кареевский: Доброе утро.
Щедрунова: С чего начнем? Начнем с Европы, которая продолжает народ пугать, откуда приходят самые негативные новости, которые связаны прежде всего с тем, что у них почти полный швах на рынке межбанковском - деньги занять невозможно, но при этом деньги есть.
Кареевский: У них "швайн" получается, от немецкого "свинья".
Щедрунова: Нет, не надо, не надо, это немножко другое.
Кареевский: Немцы свинью-то подложили на самом деле инвесторам. Вернее так, не немцы, конечно, в прямом смысле, а немецкий рынок. Немецкий рынок на этой неделе всех удивил. Крайне неудачно прошел аукцион в Германии по десятилетним облигациям, не досчитались там немцы трети фактически, даже чуть больше, спроса не свои облигации.
Щедрунова: Соответственно ставки поднялись.
Кареевский: И ставки тоже на вторичном рынке стали расти, выше двух процентов. Для Германии это много уже. Почему? Потому что до этого Германия была таким местом, где инвесторы прятали свои капиталы. Считалось, что бумаги Германии сверхнадежные, и поэтому они будут всегда цене, что называется. А оказалось, что не совсем это так. Говорить о полной какой-то дестабилизации на рынке Германии очень рано, но неприятный такой вот сюрприз произошел.
Щедрунова: На рынке госдолга, будем говорить, на рынке госдолга.
Кареевский: Госдолга, конечно, прежде всего мы говорим про госдолг сейчас. Весь госдолг - Германии прежде всего, Европы прежде всего, Америки, там уже японцы (но это мы попозже расскажем, опять про них вспомнили, про их 200 процентов ВВП долга). Короче говоря, эти долговые проблемы нарастают с каждой неделей, мы начинаем каждую программу с этого, именно специально, потому что важность этого момента уже всем понятна.
Щедрунова: Но фишка недели - то, о чем я собственно и сказала, что все предпочитают уходить в кэш, в том числе и банки. В Италии население уходит в кэш.
Кареевский: Такая легкая паника.
Щедрунова: И причем уходит в кэш, забирая деньги из банков, в другие крупные европейские банки, которые понимают, что они в какой-то момент могут потерять из-за дефолта Греции или Португалии тоже деньги, они тоже накапливают себе кэш, держат на своих...
Кареевский: Резервы, конечно.
Щедрунова: Резервы увеличивают. И никто никому денег в долг не дает, ЕЦБ печатать деньги дополнительно не хочет. И народ в легкой панике. С одной стороны, деньги есть в еврозоне, с другой стороны, найти их дешево невозможно.
Кареевский: Немножко ты утрируешь ситуацию, но тем не менее совершенно правильная тенденция, потому что ситуация на межбанке ухудшается. Потому что понятно, что люди не очень понимают, кого можно кредитовать.
Щедрунова: На европейском межбанке, давай мы все-таки это подчеркивать.
Кареевский: Естественно, мы про Европу же сейчас говорим, поэтому понятно, чтобы не повторяться постоянно. Ситуация настолько действительно напряжена, что только в Испании за последние три месяца 48 миллиардов евро со счетов сняли вкладчики, испанские только. Это много. И куда идти? Понятно, что часть денег действительно тратится, как мы уже с тобой это только что обсуждали, часть куда-то, видимо, под матрас в надежное место...
Щедрунова: Причем, в прямом смысле этого слова, да.
Кареевский: Да. Потому что каких-то надежных других активов, кроме банковских депозитов, сейчас вообще не существует.
Щедрунова: Да, эксперты отмечают, что цены на золото пошли вниз. То есть, казалось бы, вот могли бы ломануть в золото. Так нет же, и золото не покупают, предпочитают денежки, предпочитают фактически бумагу, которая непонятно сколько будет стоить в обозримом будущем.
Кареевский: Самое-то главное - да, они снимают евро и хотят в нем соответственно оставаться. Вряд ли они покупают доллары, как мы делаем в каких-то таких непредвиденных ситуациях. А они остаются в евро. А сейчас-то вопрос как раз так и стоит: а сколько эта бумажка стоит? Сейчас, вот на этой неделе она падала. Не сильно пока еще совсем, она могла бы и сильнее упасть. Не сильно, но падает к доллару. И понятно, что если вопрос решится в положительную сторону, я имею в виду ЕЦБ будет более активно участвовать в спасении европейских стран, то соответственно евро, конечно, будет стоить дешевле. Насколько дешевле - это сейчас никто не может предсказать, но то, что существенно дешевле текущих уровней, это факт.
Полностью слушайте в аудиоверсии.