В полный рост Нам крепкий рубль не нужен
Персоны
Экономические итоги недели в студии радио "Вести ФМ" подводили Александр Кареевский и Елена Щедрунова.
Щедрунова: Добрый вечер всем, кто желает узнать, что происходит в мировой экономике, без прикрас, всю правду, как на духу.
Кареевский: Как она есть. Добрый вечер.
Щедрунова: Итак, в полный рост это правда будет.
Кареевский: Однозначно, как говорит известный наш политик. Ну а если говорить серьезно, я думаю, что сейчас есть повод как раз о росте поговорить. Начну с приятной информации, вот в пятницу вышли эти данные: 6,5 процентов роста производства после 3,8 в январе.
Щедрунова: Ты про какую страну-то говоришь? Уточняй.
Кареевский: Про нашу, конечно, про Россию, про Россию.
Щедрунова: Вот и говори.
Кареевский: Потому что все-таки есть опасение, что и крепкий рубль, и высокие ставки, и такая не очень приятная конъюнктура, она все-таки будет мешать.
Щедрунова: То есть, когда смотрят на финансовый рынок, все как-то вот слегка напрягаются, да?
Кареевский: Хотя финансовый рынок не дает уж сильно повода напрягаться, он все-таки растет. Другое дело, что вообще - да, в мировых финансах - да.
Щедрунова: Я тебе и говорю, Саша, все напряжены как бы вот и в мировых финансах, в нашем финансовом секторе. Но вдруг раз - а промпроизводство прямо вот пышным цветом почти.
Кареевский: Здесь, конечно, нужно посмотреть на структуру. Очень сильно выросло производство электроэнергии - на 8 процентов - из-за очень холодной зимы. И, естественно, вот этот энергосектор здесь, конечно, свою лепту внес. Пока прогнозы на весь год, если уже так от эйфории отходить, они достаточно скромные - 3-4 процента. Это, конечно, маловато. А вот 6,5 - это прекрасно. Если учесть, что и Индия сокращает объемы производства и темпы роста, так скажем, и Китай, и так далее.
Щедрунова: Еще раз, это темпы промышленного производства, это не ВВП, мы подчеркиваем это, это лишь какой-то сегмент.
Кареевский: Еще раз, да, подчеркиваем. Конечно, конечно, это компонент, да, всего ВВП. А соответственно такая приятная новость, она мне понравилась, потому что мы очень много говорим о негативном, к сожалению, потому что вынуждены анализировать какие-то неприятные факты, а не потому, что нам больше так нравится. Но есть и положительные моменты, о них тоже нужно говорить. Конечно, это не повод для ни какой эйфории, для радости большой, но приятно.
Щедрунова: Саша, а помимо электроэнергии, что еще внесло лепту вот в эти 6,5 процентов?
Кареевский: Я сказал, что это в основном энергетический сектор.
Щедрунова: Энергетический сектор в смысле как поставщик услуг? Или который подтянул под себя еще металлургию или что-то еще, электрооборудование?
Кареевский: Я сейчас не готов так говорить, я не смотрел очень детально.
Щедрунова: Не знаешь, да?
Кареевский: Да, я не смотрел детально, мы еще это посмотрим, все проанализируем внимательно на следующей неделе, просто было мало времени подготовиться. Но, конечно, я еще раз повторяю, что здесь никакой эйфории не должно быть. Есть определенные проблемы в экономике, и мы все о них знаем. Это, еще раз говорю, не повод для безудержного такого оптимизма. На этой неделе, кстати, была представлена программа, экономическая программа до 2020 года, это отдельная история, мы будем ее, наверное, тоже подробнее, может быть, позже обсуждать.
Щедрунова: Мы постепенно будем ее обсуждать.
Кареевский: Будем постоянно обсуждать такие темы. Но ясно одно, что существующая модель, несмотря на отдельные успехи, не дает темпы роста, которые нам необходимы. Имеется в виду хотя бы те, которые были до кризиса, а они были хорошими - 7-8 процентов. А 3-4 - это мало.
Щедрунова: Саша, скажи, за счет чего были 7-8 процентов?
Кареевский: За счет того, что локомотивом выступал в основном нефтегазовый сектор, плюс дешевые деньги из-за рубежа очень серьезно поднимали, услуги росли, ритейл, машины продавались очень активно.
Щедрунова: Смотри, сегодня что мы имеем? Практическую невозможность взять дешевые деньги за рубежом. Правильно я понимаю, да?
Кареевский: Да, рынки фактически закрыты по большому счету, за некоторым исключением для крупных банков.
Щедрунова: Следующий момент - наращивание сферы услуг. Достигли потолка или приближаемся к нему?
Кареевский: Понимаешь, здесь очень сложно, сложный ответ. По житейскому рассуждению наш уровень услуг, он известен, он очень низкий по сравнению с развитыми странами. Но я считаю, что сейчас на рынках услуг очень многие сосредоточены в тех же развитых странах. Но это гипертрофированное развитие этого сектора, когда люди друг друга обслуживают, а все, что производится кем-то, допустим, для американцев - это китайцы, и там для всего западного мира.
Щедрунова: То есть материальная часть этого всего.
Кареевский: Да. И это пренебрежение к материальной части на самом деле породило этот глубочайший экономический кризис, пренебрежение к этому в развитых экономиках.
Полностью слушайте в аудиоверсии.