Слово за вами От хакеров никто не застрахован!
Персоны
Российских хакеров больше всего интересуют чужие банковские счета. Российскую "десятку" вредоносного программного обеспечения в июне возглавляли программы, направленные на кражу финансовых средств со счетов через систему дистанционного банковского обслуживания. Об этом в компании ESET, специализирующейся на информационной безопасности.
Первое место в списке угроз эксперты отдали троянской программе Carberp, являющейся одной из самых сложных угроз для банков и других платежных систем на территории России и стран СНГ. Проникновение этих опасных программ по итогам июня составило более 6%.
"Лаборатория Касперского": почти все малые и средние предприятия в России регулярно страдают от хакерских атак. Специалисты антивирусной компании "Лаборатория Касперского" провели исследование компаний с компьютерной сетью менее 250 компьютеров и обнаружили, что в России 96% таких предприятий регулярно подвергаются кибератакам. Также в ходе исследования выяснилось, что российские малые предприятия более уязвимы по сравнению с западными коллегами. Так, 40% кибератак в России приводят к утечке корпоративных данных, а в США и Европе данный показатель составляет около 23%, что говорит о лучшей защищенности. Это и многое другое обсудили Юрий Быстренин и заместитель руководителя лаборатории компьютерной криминалистики и исследования вредоносного кода компании Group-IB Сергей Никитин со слушателями радио "Вести ФМ".
Быстренин: Сразу я хочу спросить о личном. Я на этой неделе столкнулся с чем-то, похожим, как мне кажется, на мошенничество. У меня один из наших столичных сотовых операторов списал 10 тысяч рублей с телефонного счёта. И, судя по детализации, якобы я пользовался мобильным интернетом. Причём, довольно любопытно. Действительно, было подключение к Интернету и было оно с шагом в один час одну секунду. Каждый день я качал якобы какие-то немыслимые объёмы, и списывали с меня рублей по 700-800. Я ушёл в дикий долг. Что это может быть?
Никитин: На самом деле, хорошо, что вы отметили такую точность. Такая точность присуща, как правило, каким-либо программам. Скорее всего, речь идёт о каком-то вредоносном программном обеспечении. Скорее всего, у вас какой-нибудь смартфон, да?
Быстренин: Да. У меня Apple.
Никитин: Возможно, у вас там есть некий вредоносный код, который самовольно выходил в сеть.
Быстренин: Что мне делать? Я оставил претензию. Разберутся в сотовой компании? Или это я буду виноват в этой ситуации?
Никитин: Тут двоякая ситуация. То есть, с одной стороны, конечно, возможно, вы не хотели использовать эту услугу. Но, с другой стороны, всё-таки это с вашего номера, с вашего телефона, и вы – его пользователь. Поэтому как рассмотрит абонентский отдел сотового оператора, я не могу вам сказать. Тут ещё такой момент есть. Дело в том, что современные смартфоны сами по себе очень завязаны на сети. То есть там практически всё, что нужно, синхронизируется, всё время стучится в Интернет, скачивается.
Быстренин: Ну, какие объёмы? Не по тысяче рублей в час?
Никитин: Это, во-первых, зависит от тарифа, который у вас есть.
Быстренин: Ну, не по 100 мегабайт в час.
Никитин: Такое тоже возможно. Допустим, вдруг у вас карты сами обновлялись или догружалось видео. Я могу сказать, что в последней версии операционной версии Android возможно сделать так, что видео с YouTube на каналах, на которые вы подписаны, загружается в фоне, чтобы вы в любой момент могли взять и посмотреть свои любимые каналы. То есть оно незаметно от пользователя потихоньку всё скачивает. И тут, естественно, никакой вредоносности нет. Пользователь сам ставит галочки, настройки и так далее.
Быстренин: Я ничего не менял. Никогда такого не было. Никаких настроек я не менял, никаких приложений не устанавливал. И вдруг столкнулся с такой ситуацией. В общем, разбираются. Посмотрим, что мне ответят. А вообще, Apple разве взламывают? Вредоносное программное обеспечение для iphonов есть?
Никитин: Оно есть вообще для всех платформ.
Полностью слушайте в аудиоверсии.