Полный контакт "Касперский" так же плодит вирусы, как МЧС - катастрофы
Персоны
Бизнес под угрозой: как защитить компанию от кибератак? Гость студии "Вестей ФМ": Александр Гостев, главный антивирусный эксперт Лаборатории Касперского.
40 тысяч новых вирусов каждый день
Соловьев: Я тут ночью получаю е-мэйл от Шафран: "Владимир Рудольфович, что это с вами?" Думаю, что за фигня? Выясняется, что мой компьютер начал рассылку, мой Apple, какой-то фигни про диету. Я в шоке.
Шафран: Клубничные капли.
Соловьев: Я думаю, сейчас всех заразил. Лезу на Appstore, покупаю последнего "Касперского". Ставлю себе, и он вычищает дикое количество вирусов. Я думаю, черт, так приятно! Нет, не то, что мой Apple, гад, схватил где-то вирус, а то, что...
Шафран: Наш "Касперский".
Соловьев: Притом все враги говорят - лучший в мире. Чувство гордости.
Шафран: И сегодня у нас в гостях представитель "Лаборатории Касперского" Александр Гостев, главный антивирусный эксперт. Доброе утро, Александр.
Соловьев: Александр, обычая картина - то, что рассказал? Наверное...
Гостев: Традиционная. Абсолютно симптоматично, что вы нашли вирусы у себя на Mac, это такая новая тенденция...
Соловьев: ...которая меня очень огорчила!
Гостев: ...буквально в последние пару лет началась. Количество популярной продукции Apple стало стремительно увеличиваться, тут же начали появляться вирусы для этой платформы. За предыдущие 20 лет - история вирусов примерно столько насчитывает - в основном, вирусы делали для традиционной системы, для Windows. Но сейчас мы видим - началось смещение, много вирусов для Mac, мобильных телефонов, это очень большая проблема.
Соловьев: У меня здесь тоже стоит "Касперский". При этом я же, ну, я ведь парень-то такой, я взял разные системы. И что меня удивило, что предыдущие не нашли вирусы, а Касперский нашел.
Шафран: Чувство гордости за страну!
Соловьев: Серьезно, при этом вначале я ругался, потому что он там долго обновлял базу, он мне там что-то шептал, общался, как всегда это происходит, что-то внутри, а потом выдал: Владимир Рудольфович, не очень вы, барин, не очень... И обновление буквально каждый день.
Гостев: Обновление даже не каждый день, а несколько раз в день, каждые несколько часов. Почему мы так часто это делаем? Количество новых вирусов, которые мы каждый день обнаруживаем, сейчас, по последним данным (в этом году), составляет около 40 тысяч каждый день.
Соловьев: Кошмар.
Гостев: Для сравнения, когда я пришел работать в Лабораторию Касперского, десять лет назад для нас абсолютным рекордом по числу найденных вирусов в тот момент было 500 в неделю. Можете сами себе представить, насколько за это время увеличился этот поток угроз.
Новые игроки на рынке киберугроз
Соловьев: Это уже не пионеры, которые на чувстве собственного эго рисуют вирусы? Есть такое, что вы сталкиваетесь с работой профессионалов и приходится поднапрячь мышцы?
Гостев: Пионеры все кончились лет, наверное, десять назад. И последние годы, конечно же, основным источником создания вирусов была киперпреступность. Это люди, которые создают вирусы с целью зарабатывания денег любыми доступными способами. Рассылка спама, организация атак на веб-сайты, эти самые ДОС-атаки, кража данных с компьютера пользователей, доступ к онлайн банкингу, украсть вашу аську, украсть ваш почтовый ящик и так далее. Деньги делались на всем. И вот эта ситуация, когда у нас пионеры исчезли, а на смену им пришли коммерсанты по большому счету от киберпреступности, оно длилось какое-то время. Но ситуация постоянно меняется, и последние года три у нас появились новые игроки на этой арене угроз.
Соловьев: Вы, наверное, себя таким Штирлицем чувствуете?
Гостев: Весьма серьезно. Я как раз к теме Штирлица постепенно и приближаюсь. Создавать вирусы стали государства, на государственной основе, это государственное финансирование, создают их для атак на другие государства.
Соловьев: У нас есть несколько очень ярких убедительных примеров. Например, израильский позитивный пример - уничтожение разработок атомной энергетики. Они же затормозили иранские ядерные разработки на несколько циклов за счет вирусных атак. Не знала, Анна Борисовна?
Шафран: Нет, я, честно говоря, не слышала об этом.
Соловьев: Бойся нас, я имею сейчас в виду евреев, а не израильтян.
Шафран: Я поняла, поняла.
Гостев: Да, кстати, как раз именно наша команда занималась исследованием этого вируса. Очень плотно и детально. Знаете, что касается израильского следа в этой истории с точки зрения логики здравого смысла и геополитических целей, понятно.
Соловьев: Да, а найти невозможно.
Гостев: А фактов нет.
Эволюция вирусов. Stuxnet открыл ящик Пандоры
Соловьев: А вирус был талантливо составлен?
Гостев: Вирус был гениальный. Я сталкиваюсь с вирусами с 1994 года, профессионально занимаюсь уже больше 10 лет, это самый идеальный (с точки зрения кода, программирования) вирус, который вообще когда-либо был создан. Это действительно вершина эволюции.
Соловьев: Вы меня пугаете, у меня такое ощущение, что у вас дома гербарий вирусов. Такие в рамочках находятся покоренные вами вирусы.
Гостев: Так вот это действительно самый профессиональный вирус, и его разработка стоила, знаете, несколько миллионов долларов, да, его создавала команда из десятков человек. Несколько лет. По своим последствиям, понятно, действительно ядерная программа Ирана была чуть-чуть приостановлена примерно на полтора года. Дело в том, что этот вирус стал первым случаем применения кибероружия, этот вот червь Stuxnet. Вот эту грань государства старались не переходить, грань между виртуальным миром и реальным. А этот вирус стал первым, который был способен разрушать объекты в физическом мире, он просто выводил из строя центрифуги, меняя скорость их вращения, они разрушались. И после этого все это началось. Никто не решался, не решался, а тут случился Stuxnet - и все поняли, чем это чревато, и стали разрабатывать собственные меры как защиты, так и атаки.
Вирус, который остановит электростанции, может появиться в любой момент
Гостев: У вас перед этим был диалог об энергетике. Энергетика - это вообще критическая отрасль для любого государства, и проблема в том, что те же системы, которые атаковал вот это вирус, это те же самые системы работают в энергетике. И в любой момент может появиться вирус, который остановит электростанции, точно также выведет их из строя. Страна останется без электричества. И это никакая-то фантастика, это абсолютная реальность.
Соловьев: А сколько заводов, в том числе и химических, управляется таким образом, что вошел в них, бах - взрыв. То есть при желании все самые ужасы можно реализовать.
Шафран: Ну, если что, если очень сильно забоялись, то можно звонить в лабораторию Касперского по телефону (495) 797-87-00, либо сайт www.kaspersky.ru.
Соловьев: Что туда звонить, по-моему, надо сразу покупать. Что туда звонить?! Ты позвонил, тебе, что в ухо продиктуют антивирус?! Так, дорогуша, что у вас? Возьмите лимончика, накапайте...
Шафран: Психолог на линии.
Соловьев: Да какой психолог? Установите Касперского. Это даже уже не вопрос гигиены, это гораздо важнее, это вопрос иммунитета.
Найти виновных
Гостев: Ну, смотрите, помимо того, что компьютер необходимо лечить от вирусов, бывают ситуации, когда необходимо еще и, что называется, виновных найти.
Соловьев: О-о, это бы хотелось бы.
Гостев: А обычные пользователи как могут с такой ситуации столкнуться? Представьте, что у вас есть счет в каком-то банке, вы им управляете через Интернет, и у вас с этого счета украли. Как раз при помощи вируса, который попал к вам в компьютер. В принципе, сейчас для того, чтобы как-то вам эти деньги вернуть и начать какое-то расследование, необходимо, чтобы вы пришли в полицию, написали заявление. Есть соответствующие статьи Уголовного кодекса. Полиция начала этих людей искать. Причем это ваше желание, оно должно быть подтверждено еще взаимным желанием банка поучаствовать в этом расследовании. И возможно, выступить в конечном итоге в качестве коллективного пострадавшего. Понятно, что профессионализм наших правоохранительных органов, конечно, в компьютерном плане заметно вырос, все-таки расследовать подобные преступления, проводить экспертизы, устанавливать, как были украдены деньги, куда ушли, каким способом заразили компьютер и так далее, вскрыть всю эту схему, должны люди, которые с этим сталкиваются постоянно. И вот мы тоже этим занимаемся.
Соловьев: Ну, тогда это еще важнее, тогда даже речь не об индивидуальном потребителе, у которого украли, которого жалко. Знаете, мы знаем крупные банки, которые пострадали впрямую от атак, у которых списывались деньги, и зачастую это было связано с тем, что уходя, сисадмин, оказывал им "легкую" услугу на прощанье. Распроститесь с бешеными деньгами!
Гостев: Были действительно такие инциденты.
Соловьев: В таком случае надо, конечно, звонить в лабораторию Касперского и уже обращаться за помощью, то есть если крупные субъекты пострадали. Здесь телефончик можно и повторить.
Шафран: Телефон Лаборатории Касперского: (495) 797-87-00 или сайт www.kaspersky.ru. У нас в гостях главный антивирусный эксперт лаборатории Касперского Александр Гостев.
"Касперский" так же плодит вирусы, как МЧС - катастрофы, а врач - кариес
Соловьев: Александр, задают вам вопросы разные. Первый: насколько эффективны бесплатные конкуренты, например, Майкрософт, Аваст и так далее.
Гостев: Знаете, с точки зрения эффективности, ну, я могу, наверно, быть необъективен как представитель компании производителя платных продуктов, но есть, собственно, независимые тесты, которые проводят зарубежные лаборатории - собирают все антивирусы в кучу, проверяют их на различных наборах вирусов. И по результатам этих тестов мы их бьём, бьём эти бесплатники. Почему? Как я сказал, ежедневный поток включает более 40 тысяч вирусов, для работы с ним требуется гигантский штат сотрудников, которые должны всё это анализировать, гигантский штат роботов, которые ходят по Интернету, выискивают эти вирусы, доставляют их к нам на анализ, это оборудование. Это очень большие расходы.
Соловьёв: Какая-то другая жизнь. Да? Представляешь, ходят в виртуальном мире роботы, отлавливают вирусы, притаскивают в лабораторию, где их препарируют, понимают, как с ними бороться...
Шафран: Вирусы кричат и бьются в конвульсиях.
Соловьёв: Ну, конечно. Если он не добился в конвульсии, значит, ты не нашёл эффективного способа с ним бороться. И всё это надо еще прессовать в разумное время работы, потому что ты же не можешь перезагружать базу часами, годами. То есть тебе же еще надо доставить продукт, определённым образом этот продукт должен быть упакован, чтобы он развернулся у тебя на компе, отработал, и ты себя чувствовал защищенным красавцем. Еще должен быть коммерчески красиво завёрнут, чтобы картинка выглядела хорошо.
Гостев: Да, действительно. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и бесплатные антивирусы очень хорошо это доказывают, тем, что скачать, установить и пользоваться можно бесплатно, но так или иначе свои деньги они на вас заработают. Будет он ставить различные рекламные модули, система показывать рекламу и так далее. И всё-таки уровень защиты, ну... Мы выпускаем обновление, как я сказал, каждый час, а бесплатные антивирусы всё-таки в лучшем случае раз в два - три дня отгружают вам базы и, соответственно, на протяжении этого времени вы остаётесь незащищённым против ста с лишним вирусов, которые за это время появились. Оценивайте риски сами.
Соловьёв: Тут традиционная фраза: "Касперский" сам и пускает вирусы, чтобы его покупали.
Гостев: Это самый традиционный вопрос. Я его слышу регулярно. У нас существует более 50 вариантов различных ответов на этот вопрос. Сам Касперский очень любит в качестве ответа сказать, ну, если мы сами пишем вирусы, тогда, наверно, МЧС само устраивает катастрофы, с которыми борется, а зубные врачи сами разносят кариес, ну, и так далее.
Соловьёв: Зубной врач, разносящий кариес... Мне это понравилось.
Приучить пользователя к антивируснику
Соловьёв: "У небольшой фирмочки Майкрософт достаточно большой отдел антивирусников?" - с таким вопросиком... Знаете, это такой хороший вопрос. У небольшой фирмочки Apple на самом деле список изделий не очень большой. У гигантского холдинга "Самсунг" список-то гораздо больше, но народ-то всё равно фанатеет от айфончика. Поэтому кто на что заточен. Майкрософт - прекрасная компания, но их антивирусы - это не профильная вещь.
Гостев: Да, именно непрофильная вещь, поэтому они не особо стремятся его сильно усовершенствовать. Когда несколько лет назад Майкрософт только объявил о том, что они собираются делать свой антивирус, они честно и откровенно заявляли: наша задача не конкурировать с кем-то, мы просто хотим, чтобы пользователи привыкли пользоваться антивирусом. Вот как научить человека чистить зубы - нужно ему сначала дать зубную щётку. Майкрософт говорил: вот наш антивирус - это такой абсолютно базовый уровень, который просто должен быть, и люди должны понимать, что без этого уже никак. Когда они к этому привыкнут, то тут уже можно...
Соловьёв: И нужно еще понять, что у Майкрософта нет бесплатного антивируса. То есть цена антивируса Майкрософта просто включена во все остальные продукты Майкрософта. Чудес не бывает. Спрашивают, а чего им всем тогда на Линекс не перейти? Такой тоже, наверно, второй по традиционности вопрос.
Гостев: Второй вопрос, есть ли там вирусы под Линекс. Якобы считается, что вирусов там нет. На самом деле, это не так. Вирусы там есть. Конечно же, в гораздо меньших количествах, чем для Windows, но это всё обусловлено именно распространённостью. Сравните процент людей, которые сидят на Линексе... Это на 10 порядков меньше пользователей Windows. А пользователи Линекс сейчас киберпреступникам с позиции зарабатывания денег неинтересны. Они эти деньги делают на Windows. Если все перейдут на Линекс, мы столкнёмся с той же самой проблемой. Вирусы будут только для Линекса.
"Красный октябрь" и "чёрная мамба"
Соловьёв: Много вопросов таких специфических. "Расскажите про "красный октябрь", - про вирус. "Что с вирусом-шифровальщиком "чёрная мамба" и ему подобными"...
Гостев: Ох! Тут вопросов, собственно, на...
Соловьёв: На пару лет.
Гостев: Как минимум 5-часовую краткую беседу.
Соловьёв: Ну, про "чёрную мамбу" можете мне не рассказывать, напротив вас сидит...
Шафран: Давайте тогда про "красный октябрь".
Гостев: Давайте про "красный октябрь", хотя его история на самом деле уже закончилась. "Красный октябрь", вкратце буквально расскажу, это такая кибершпионская сеть, которая существовала на протяжении, ну, как минимум, последних пяти лет. Её жертвами были дипломатические структуры различных стран бывшего Советского Союза и Ближнего Востока. Это... вот мы говорили про Stuxnet - вирус, который был создан с целью уничтожения ядерной программы Ирана. "Красный октябрь", скажем так, преследовал геополитические целы. И что самое важное, это первый известный нам случай русскоязычного вот такого кибершпионажа. Создатели "красного октября", несомненно, люди, которые говорили, говорят на русском языке. На это указывает очень много следов в коде, многое в организации схемы работы. Когда мы в январе объявили о том, что мы обнаружили этот "красный октябрь", известили, собственно, всех пострадавших, моментально, буквально на следующий день, его, собственно, владельцы, разработчики, что называется, свернули всю операцию. Отключили более 10 серверов управления, расположенных в разных странах мира, попытались удалить оттуда информацию, и с тех пор новых вариантов "красного октября" на появляется. Не знаю, перепишут ли они его с нуля, либо попытаются совсем замести следы, мы не знаем.
Соловьёв: Они зачистили, чтобы на них не вышли, чтоб было не понятно, в чьём интересе была эта работа?
Гостев: Да. Они, собственно, попытались замести следы.
Соловьёв: А что они за счёт этого вытаскивали? То есть что они получали?
Гостев: Что крали у пострадавших компаний?
Соловьёв: Да. Вот реальный какой был ущерб?
Гостев: Тут судить сложно. Представьте, в числе наиболее пострадавших были, собственно, посольства.
Соловьёв: А как так получилось? То есть они забрасывали какой-то продукт, нужный исключительно посольствам?
Гостев: Вирус приходил по электронной почте. Письмо с совершенно разными текстами и содержанием. Каким-то посольствам предлагалось, не знаю, по дешёвке купить дипломатическую машину. Кому-то присылали якобы некий документ Евросоюза, информация об учениях НАТО или об учениях России и так далее. То есть тексты, их содержание менялось в зависимости от получателя, так, чтобы заинтересовать его и заставить этот файл открыть. После чего уже в систему устанавливался основной модуль, который начинал красть данные. Причём данные воровались самые разнообразные. Мы знаем точно, что "красный октябрь", заразив компьютер, еще пытался украсть информацию с мобильных телефонов, которые к этому компьютеру подключались. Если вы подключаете к нему айфон для синхронизации, он пытается украсть данные с этого айфона. Пытаетесь подключить к нему телефон на базе Виндоус мобайл, он не только пытается украсть его данные, он пытается заразить этот телефон своим модулем, после чего у вас уже на телефоне начинает жить "красный октябрь" и самостоятельно с телефона отправлять информацию. Вот я говорил, что Stuxnet - это такая вершина с точки зрения кода компьютерных вирусов. "Красный октябрь" - это такая вершина, наверно, кибершпионского функционала. Вот всё, все способы, которыми можно извлекать информацию из систем, в нём были реализованы, скажем так, тоже на довольно хорошем уровне.
Чтобы не случилось "мамбы"
Соловьёв: А "черная мамба"? Ну, кроме Анны Борисовны.
Гостев: "Чёрная мамба" - это просто такое народное называние серии вирусов-шифровальщиков. Это, собственно, бич российского Интернета в настоящий момент. Ежедневно сотня, а то и тысяча пострадавших. Вирус попадает к вам на компьютер, шифрует у вас всю ценную информацию...
Соловьёв: И говорит, дай денег.
Гостев: И говорит: "Дай денег за расшифровку". Собственно, действительно у нас есть специальный сервис на сайте www.kaspersky.ru Вместо того, чтобы платить деньги злоумышенникам, идёте к нам на сайт, указываете там, в этом сервисе, цифровой код, который вирус просит вас ввести, вводите его к нам на сайте и получаете ключ для расшифровки.
Соловьёв: Но потом надо лучше скачать антивирус Касперского...
Гостев: Но потом, чтобы инциденты не повторялись, чтобы в следующая "мамба" у вас не случилась, которая может и не расшифроваться, конечно, лучше ставить антивирус предварительно.
Шафран: И коротко последний вопрос. С какими основными проблемами бизнес-компании сталкивается в последнее время?
Соловьёв: Шафран не даёт говорить - вот главная проблема бизнеса в последнее время.
Гостев: Для бизнеса самая главная проблема сейчас всё-таки - действительно целевые атаки. Это шпионаж. Компании становятся жертвами со стороны конкурентов, которые пытаются проникнуть в сети других компаний, украсть коммерческую информацию. Вообще наибольшую активность здесь проявляют, конечно же, китайские хакеры, которые атакуют просто всех по всему миру. Они работают как под заказ, так и на вольных хлебах, но, в общем, для организации главная проблема - это кража информации.
Шафран: Хотите себя обезопасить - Лаборатория Касперского. (495) 797-87-00 в Москве и сайт www.kaspersky.ru. Спасибо большое, Александр!
Аудио выпусков вы можете найти в разделе "Программы", на странице программы "Полный контакт".