Повестка дня Можно ли добиться законности через самосуд?
Персоны
Гражданская война местного значения. Минувшей ночью жители украинского поселка Врадиевка пытались штурмом взять здание РОВД. В ход пошли бутылки с зажигательной смесью. Есть пострадавшие. Это третий эпизод массовых волнений в Николаевской области. На этот раз их спровоцировал факт ухода от ответа насильника-милиционера. Куда может привести гнев народный? После какого момента он перестает быть праведным?
Запретить рекламу сексуальных услуг в средствах массовой информации. Это дело депутаты Госдумы припасли на конец весенней сессии. Они уверены, что корень зла - в рекламе проституции. Нет объявления - нет проститутки. Сработает ли такая стратегия? В чем, по-вашему, причина процветания подпольного секс-бизнеса?
Эти и другие вопросы Владимир Аверин и Наталья Мамедова обсудили со слушателями радио "Вести ФМ".
Мамедова: Здравствуйте. Мы хотим сегодня поговорить с вами о происходящем в Николаевской области Украины. По мнению одних СМИ на Украине, это восстание местного населения против областной власти, по словам других, - просто факт из раздела "Криминальная хроника". Наш собственный корреспондент на Украине Владимир Синельников рассказал сегодня в эфире "Вести ФМ", что серия народных бунтов в Николаевской области продолжилась ночным погромом, все произошло накануне в поселке Врадиевка. Толпа пыталась взять штурмом здание РОВД. В беспорядках участвовала тысяча человек - почти все население небольшого поселка. В ход пошли дымовые шашки, бутылки с зажигательной смесью. Осажденные милиционеры отстреливались, им пришлось забаррикадироваться. Во Врадиевку выехало милицейское подкрепление.
Сейчас все успокоилось, началось расследование, служебная проверка. Даже в Киеве уже отреагировали на события во Врадиевке. Но это третий или четвертый эпизод. В Николаевской области буянят уже в течение месяца. В данном случае причина или, может быть, повод - уход от следствия, от ответственности насильника-милиционера. Коротко скажу: была жестоко изнасилована местная жительница. Виновны три человека, двое из них - милиционеры. Одного из них не наказали, прикрывают. В общем, понятно, почему возмутились люди. Но почему до такой степени, почему в такой форме? Это пока непонятно.
Аверин: Получается, что, с одной стороны, мы имеем дело с таким явлением как самосуд. Давайте будем называть честно.
Мамедова: Да. И, видимо, в Николаевской области уже пошла серия.
Аверин: Да. Там было одно громкое изнасилование, потом была битва за ферму, теперь еще одно изнасилование. И жители поселка сами определяют, сами вычисляют, кто именно насильники, и сами хотят как-то с ними разобраться. Поэтому при штурме этого отдела милиции есть 10 пострадавших милиционеров, со стороны нападавших никто не пострадал. На самом деле блокирована работа правоохранительных органов. Поскольку вопросов много, то у меня к вам большая просьба оперативно отвечать на те вопросы, которые будут возникать по ходу нашего обсуждения. Ответьте на очень простой вопрос: имеет ли население право на такую форму самосуда? Да, мы имеем право на самосуд. Мы - все жители постсоветского пространства. В общем, и психология, и история, и корни примерно одинаковы. Да, мы имеем право на самосуд. Нет, мы не имеем право на самосуд. Для начала давайте выясним эту исходную точку. Если вдруг нам - жителям, не знаю, села Врадиевка...
Мамедова: Или любого населенного пункта...
Аверин: Любого населенного пункта, включая Москву, показалось (мы так для себя решили), что эти люди или эта организация ведет себя неправедно - неправедно для справедливости, для нашего ощущения справедливости, то у нас есть право пойти и потребовать эту справедливость в любых формах, вплоть до погрома этой самой организации или этого самого человека.
Мамедова: Специально избежал словосочетания "не по закону", потому что закона надо добиваться иначе.
Аверин: Да. Именно поэтому я так подбирал слово. И неправедно - это гораздо больше соответствует моему представлению. Потому что я не знаю точно букву закона, предположим.
Полностью слушайте в аудиоверсии.